Детское плаванье. Со скольки лет можно отдать малыша, и другие аспекты
Плаванье полезно для человека любого возраста. Особенно, для ребенка. Во время занятий, он сможет развить свою выносливость, скорость, и даже набрать мышечную массу, если находится в более старшем возрасте.
Также, плаванье поможет подростку сформировать красивый рельеф тела. Например, если он будет использовать во время тренировок так называемый «брасс», то сможет накачать плечи. С помощью этого вида спорта он станет мускулистым, что особенно важно для мальчиков.
Мы расскажем вам о плавании.
С какого возраста ребенок может заниматься?
Перед тем, как отдать ребенка на плавание, вам нужно решить, в каком формате он будет заниматься. Если вы хотите, чтобы он просто ходил в бассейн, и плавал там в любом стиле, для этого подойдет и более ранний возраст. А если ваша задача – сделать его профессиональным спортсменом или хотя бы просто научить разным техникам, то для этого ребенок должен быть относительно взрослым.
Родители могут отдать ребенка на «свободное плаванье» в очень раннем возрасте. Примерно, с пяти месяцев. С ним будет заниматься тренер. Тренировки для очень маленьких детишек называются «грудничковым плаваньем». Мы уже писали о нем статью.
Во время тренировок, вы поймете, каково отношение чада к воде. Если она ему нравится, и он не чувствует дискомфорт, то в будущем можете отдать его на более профессиональные тренировки. Если же малыш негативно относится к этому виду спорта, то во время занятий вы поймете, что лучше выбрать какую-нибудь другую сферу деятельности. Например, танцы или боевые искусства.
Следующий этап обучения нужно начинать в 2-3 года. Но в этот период нужно правильно построить тренировки. Не нужно слишком сильно нагружать малыша. Лучше занимайтесь с ним в игровой форме.
Профессиональные тренера считают, что, до достижения малышом возраста 5 лет, нельзя давать сильные нагрузки, и заставлять ребенка слишком усердно тренироваться. Это может негативно повлиять на чада. В физическом плане с ним ничего не случится – проблемы появятся на психологическом уровне. Ребенок начнет негативно относиться к этому виду спорта. А все потому, что родители навязывают ему занятия. И он тренируется не добровольно.
В период с 5 до 7 лет можно внедрять серьезные тренировки. В этот период ребенок начинает чувствовать ответственность за свои действия, он более серьезно относится к тренировкам, и уже умеет концентрироваться.
Также, в это время чадо уже умеет коммуницировать с тренером. Ребенок может задавать ему вопросы, уточнять детали по поводу плавания в конкретных техниках, а также многое другое. За счет этого, занятия проходят более эффективно. И ребенок быстрее учится.
В каких случаях нельзя отдавать ребенка на плаванье?
Несмотря на то, что заниматься плаваньем могут практически все люди, оно имеет противопоказания для детей с определенными недугами. Перед посещением бассейна, рекомендуем отправиться в больницу, и пройти обследования на все перечисленные ниже болезни:
- Заболевания кожных покровов. Среди них: дерматит.
- Различные инфекционные заболевания. В том числе, и чесотка.
- Порок сердца. Проверьте, нет ли его у ребенка. Иногда, этот недуг у детей бывает врожденным.
- Отдельные проблемы с сердцем. Уточните у своего педиатра, с какими недугами можно заниматься плаваньем, а с какими – нет.
- Вирусы. Это может быть, например, какой-нибудь новый вид гриппа, или что-нибудь в этом роде. Проконсультируйтесь с доктором.
- Эпилепсия. Если с ребенком случится приступ в воде, это может очень плохо закончиться. А если учитывать, что во время соревнований в помещении часто меняется освещение, то вероятность проявления болезни увеличивается.
- Судорожный синдром. В воде у любого человека может появиться судорога, потому что температура в бассейне – довольно низкая. Но если у ребенка будет такой недуг, то категорически не рекомендуем отдавать его в спорт. Его жизнь будет в опасности, потому что судороги будут возникать чаще.
- Проблемы с опорно-двигательной системой.
Если вы собираетесь отдать малыша в секцию, то вам все равно придется пройти полное обследование. Для этого вас могут отправить в спортивный диспансер. Там ребенка осмотрят доктора, которые имеют непосредственное отношение к спорту. Они выявят у ребенка недуги (если они есть), и скажут, можно ему заниматься, или нет.
Если же вы хотите отдать малыша в этот вид спорта в раннем возрасте просто для того, чтобы научить его плавать, все равно проконсультируйтесь с педиатром. Он даст рекомендации по тому, каким спортом малышу можно заниматься. Это будет намного безопаснее, чем идти в бассейн без предварительной подготовки.
Кто может заниматься плаваньем – мальчики или девочки?
Этот вид спорта – универсален. Им занимаются не только мальчики, но и девочки. Причем, их процентное соотношение в спорте приблизительно одинаковое.
Ранее были гендерные ограничения. Например, в синхронное плаванье брали исключительно девочек. Но в этом году в Российской Федерации поменяли некоторые правила. Синхронным плаваньем теперь могут заниматься как мужчины, так и девушки. Поэтому, если вашему сыну нравится это ответвление спорта, можете отдать его сюда.
Когда будете выбирать направление плаванья, то вам нужно посмотреть на характер чада. Исходя из него нужно выбирать, в какой дисциплине будет выступать ребенок:
- Если ребенку нравится общаться с другими людьми, много двигаться, и быть частью команды, то можете отдать его на водное поло.
- Если же малыш очень амбициозный, и имеет задатки лидера, командный спорт ему не подойдет. Здесь нужно отдавать малыша в индивидуальное плаванье. Там он сможет раскрыть талант, и показать его на соревнованиях. Также, не менее популярным направлением плаванья являются прыжки в воду. В них вы тоже можете отдать ребенка.
- Если у вас мальчик, и он артистичный, а также готов быть частью команды, то выберите с ним синхронное плаванье. Теперь, когда им могут заниматься и мальчики, и девочки, малыш сможет проявить себя. Кстати, поскольку нововведение было сделано только в 2018 году, «рынок мужского синхронного плаванья» пуст. А это значит, что ребенку будет легче пробиться в этом направлении спорта. Он сможет за более короткий срок попасть в какую-нибудь известную команду, или даже в сборную России на следующие Олимпийские игры. Девочкам же, которые идут в синхронное плаванье, придется тратить на это больше времени, сил и энергии. Потому, что женский «рынок талантов» переполнен.
Положительные стороны плаванья
Заниматься плаваньем можно не только для того, чтобы развить свои физические данные. Находясь в бассейне, любой человек сможет расслабиться, и избавиться от стресса.
У этого вида спорта есть ряд положительных сторон. Во время плавания:
- Иммунитет становится сильнее. Во время занятий, ребенок закаляет свой организм. Он становится менее восприимчивым по отношению ко многим болезням. Это происходит из-за того, что система терморегуляции организма становится сильнее.
- Ребенок разовьет себя в физическом плане. Во время занятий, малыш использует все части тела. И руки, и ноги, и спину. За счет этого, мускулы ребенка растут.
- Малыш снимет стресс. Плаванье подойдет для детей, которые очень много двигаются. Во время занятий, они могут избавиться от стресса, и негативных эмоций. И это очень хорошо отразится на их дальнейшей жизни. После тренировок, они будут вести себя спокойно.
- Ребенок станет сильным в психологическом плане. Он научится дисциплине, концентрации внимания, а также многому другому. Это поможет ему на учебе, и на работе. Такие навыки очень важны для любого человека. Поэтому, рекомендуем в обязательном порядке отдать ребенка на занятия.
Отрицательные моменты
Самым главным минусом является то, что ребенок может простудиться во время занятий. Если хотите не допустить этого, поговорите с малышом. Объясните ему, как готовиться к тренировке, и что делать после нее.
Перед занятием
Перед тренировкой ребенку нужно в обязательном порядке сходить в душ. Он должен быть теплым.
После этого, малыш должен разогреть мышцы, размяться. И только после предварительной подготовки прыгать в бассейн. Иначе, он простудится, или у него будет судорога.
После тренировки
Когда тренировка кончается, ребенок должен пойти в раздевалку, и полностью протереть свое тело. Так, чтобы оно не было влажным.
После этого, ему нужно посушить голову. Важно, чтобы ни одна волосинка не осталась мокрой. В противном случае, это приведет к простуде.
Если занятия проходят зимой, то обязательно оденьте ребенка потеплее. Скажите, чтобы после тренировки он надевал шапку и шарф. В противном случае, болезни не избежать.
Как научиться плавать детям: советы тренера
Очень сложно найти ребенка, который не любил бы воду. 9 месяцев маленький человечек плавает в околоплодных водах матери, они его кормят, согревают, убаюкивают, они – его естественная среда, но после рождения уже непросто справиться со знакомой стихией самому, нужна помощь взрослого человека. Тогда перед каждым родителем встают вопросы: как научить ребенка плавать и со скольких лет можно отдавать малыша в руки профессионального тренера?
Из этой статьи вы узнаете
С какого возраста начинать
Считается, что лучшее время для обучения плаванию – это или грудной возраст, так называемое грудничковое плавание, когда сохранены рефлексы при соприкосновении с водой, либо 5–7 лет, когда тело находится в подходящей физической форме. Дети в это время уже многое понимают, распознают причинно-следственные связи, но чувство самосохранения еще хромает. Поэтому небольшие происшествия, например попадание воды в рот или глаза, не пугают их настолько, чтобы прекратить занятия.
В возрасте семи лет можно обойтись без вспомогательных средств – нарукавников, жилетов, кругов, они только дают ложное чувство безопасности. Если вам не удалось обойтись без нарукавников, то нужно от них постепенно избавляться, резкая их отмена добавит стресса и неуверенности. Каждое занятие немного приспускайте используемое средство, чтобы ребенок ощущал свои силы, принимал свое положение и надеялся только на себя.
Подготовка
Детям свойственно испытывать страх при столкновении с чем-то неизвестным, страх воды не становится исключением. Для того чтобы знакомство с водной стихией в первый раз прошло без боязни и стрессов, родители должны быть рядом, показывать своим примером, что бояться нечего, процесс купания – дело очень веселое и приятное.
Любое неосмотрительно сказанное слово или неаккуратное действие способны отбить желание плавать на многие годы. Где учиться плавать, в бассейне или на речке, решать только вам, это зависит только от ваших возможностей и на результат не влияет. Для начала ознакомьтесь с основными правилами:
- Ребенок должен быть в хорошем настроении и сыт, иначе капризов не избежать, и обучение может закончиться, не успев начаться.
- Покорение открытых водоемов должно проходить постепенно – вначале предложите намочить ладошки и умыться, потом намочить ножки, зайти в воду по колено, если не наблюдается негативных эмоций, то можно приступать к урокам плавания.
- Начинать обучение стоит с техники дыхания: быстрый вдох через нос сменяется долгим плавным выдохом через рот. Научились правильно дышать? Пора приступать к следующему этапу.
Первые уроки
«Сердечки». Этот простой прием является аналогом движения рук во время плавания в стиле «брасс». Объяснение техники даже простыми словами не всегда понятно, поэтому просто попросите ребенка нарисовать ладошками на воде большое сердечко. Это ваше требование будет не только понято, но и с удовольствием исполнено.
«Уточка» — способ, направленный на координацию, для него можно использовать нарукавники или попросить помощи у папы. Ребенок держится за маму, ногами показывает движения утиных лапок в воде, как только это будет хорошо получаться, усложняйте упражнение. Наденьте нарукавники юному пловцу, если он отпустит руки, то сможет удержаться на поверхности.
Либо папа должен стоять рядышком и при необходимости подстраховать и поддержать учащегося.
Легко обучать плаванию можно при помощи метода «Лягушка». Руками ребенок изображает сердечко, а ногами показывает, как плывет лягушка. По сути, это соединение первой и второй комбинаций, только изменяется движение ног. При первых тренировках также не обойтись без помощи нарукавников или взрослого. Метод хорош тем, что включает в себя веселые элементы игры и подражания.
Важно! Обучение должно приносило радость, если на первых порах ребенка заставлять или дать ему испугаться при погружении в воду, то ни о каком удовольствии от плавания, а тем более результате говорить не придется вовсе.
Подготовиться к тому, что лицо можно частично, а потом уже и полностью погружать в воду, поможет игра «Бегемотик». Вдохните над водой, плотно зажмите губы. Медленно опускайте в воду сначала подбородок, потом рот и нос, до уровня глаз, предложите малышу представить себя бегемотиком, который в жаркий день с интересом оглядывает окрестности.
Спустя некоторое время выдохните воздух ртом под водой. Эту игру повторяйте несколько минут подряд каждый день, чтобы довести действия до автоматизма.
Как только справитесь с предыдущим заданием, приступайте к игре «Подводники»: глубоко вдохните, задержите дыхание, закройте нос, зажмурьте глаза и плавно опускайте лицо под воду.
На заметку! Пусть малыш попытается вспомнить какую-либо картинку или отрывок из фильма и попробует разглядеть все его детали в своем воображении.
Этот прием отвлечет его, и он дольше продержится без нового глотка кислорода.
Повторите упражнение десять раз. Чем больше вы будете тренироваться, тем дольше ребенок сможет задерживать дыхание.
«Поплавок» — упражнение, отлично подходящее для бассейна. Для большей наглядности позу поплавка стоит показать сначала на суше: вдохните, присядьте на корточки, обнимите колени руками, подбородок прижмите к груди, но не напрягайте шею.
Эту же комбинацию повторите в бассейне, вначале группируясь, а после в таком же положении плавно поднимаясь вверх.
Важно! Не забывайте о правилах безопасности: все игры и упражнения должны проходить или в детском бассейне, или в открытом водоеме, в самом неглубоком месте. Почва под ногами должна быть устойчивой, не скользить.
Учим плавать
Если ребенок уже умеет держаться на воде и задерживать дыхание, то пора приучать его плавать кролем. Для освоения этого способа нужно научиться управлять своим телом, синхронно двигать руками и ногами, при этом не забывая задерживать дыхание.
На заметку! Приобретите очки для подводного плавания, они не только защитят глаза, но и вызовут дополнительный интерес у вашего чада.
Одним из самых действенных упражнений считаются «Ножницы». Если вы будете заниматься в открытом водоеме, например море или озере, то придерживайтесь линии берега, если в бассейне — то используйте бортик.
Для лучшего понимания не только объясняйте, но и показывайте все движения. Примите упор лежа, руки полусогнуты в локтях, спина, ноги и стопы должны быть параллельны воде, правая и левая ноги делают махи, поочередно поднимаясь друг над другом.
Тренироваться стоит до тех пор, пока не окрепнут ноги, и ребенок сможет выполнять движения 2–3 минуты без перерыва.
Следующее упражнение — «Стрела». Эффективность его выполнения зависит как раз-таки от сильных мышц ног. Это упражнение поможет отточить умение скользить под водой. Поднимите руки над головой, соединив ладони друг с другом, вдохните, оттолкнитесь от дна, продвигайтесь вперед как можно дальше, ноги при этом держите прямыми. Повторите 10 раз.
Тренироваться лучше или от глубины к берегу, или вдоль берега. Для усложнения задачи можно объединить «Стрелу» и «Ножницы».
Когда страха перед водой уже нет, продолжайте обучение методами: «От мамы к папе» и «Я сам». Суть первого заключается в том, что родители становятся на некотором расстоянии друг от друга, один из них сильным рывком отправляет ребенка к другому, это движение можно сравнить со стартом ракеты.
Изначально один родитель буквально передает малыша в руки другому, но с каждым разом расстояние увеличивается, и ребенок уже на несколько секунд зависает в воде, потом самостоятельно переплывает это расстояние, интенсивно работая руками и ногами. Этот метод хорош с психологической точки зрения, он наглядно показывает поддержку мамы и папы, учит доверять им, следовать советам.
Очень полезно будет научить малыша позе «Звездочка», она научит расслабляться и отдыхать прямо на плаву. Зайдите по пояс в воду, разведите руки в стороны и аккуратно, задерживая дыхание, прилягте на спину. Ноги также разведите в стороны, чтобы получилась настоящая звезда.
Если ребенку удается этот прием, то с уверенностью можно сказать, что знакомство с водой пройдено на пять с плюсом.
Зачастую, едва научившись держаться на плаву, многие дети хотят самостоятельно и подальше от родных оттачивать свои навыки. Грамотно подойдите к этому моменту. Позвольте своему самостоятельному крохе искупаться самому, но с одним условием, что в воду можно зайти не глубже, чем по плечи, и курс держать к берегу. Так вы даете свободу действий, но в то же время остаетесь уверенными в безопасности, ведь если ребенок устанет плыть, он всегда может встать на ноги и отдохнуть.
Дайте возможность ребенку плыть, придерживая его для отработки правильных движений.
Также для освоения навыков пловца может подойти плавание с кругом на ногах.
Популярные стили
Брасс.
Кроль.
Баттерфляй.
Кроль на спине.
Частая проблема заключается в том, как научить ребенка правильно дышать во время плавания. Об этом великолепно рассказывает и показывает профессиональный тренер по плаванию Денис Тараканов в видео ниже.
Полезные советы
- Ни в коем случае нельзя применять широко распространенную манеру «бросить в воду – сразу плавать научится». Тот, кто придумал это, точно заслуживает сам подобного наказания, ибо не каждый в такой стрессовой ситуации сможет собраться и выплыть. Естественно, что вы спасете свое чадо, но ваш авторитет будет подорван, как вам можно доверять в дальнейшем, если сейчас вы подвергаете его смертельной опасности.
Получив такой урок лишь однажды, можно обрести страх перед водой на всю жизнь.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_plavat.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Как научить детей плавать в 3-5 лет: упражнения и советы
В этой статье я постарался собрать наиболее важную информацию про обучение плаванию дошколят.
Внимание! Это статья – про обучение плаванию маленьких детей, то есть в возрасте от 3 до 5-6 лет. Если Вас интересует обучение более старших детей (6-10 лет) – то перейдите по этой ссылке, а если речь идет совсем о малышах – то сюда.
Чему реально научить в этом возрасте
Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:
- В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
- В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
- В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.
Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.
Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.
Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.
Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.
Самый важный принцип учебы
Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.
Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.
Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.
Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.
Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:
- Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны. Радость – главный принцип занятий
- Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.
Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.
Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.
Методика обучения для дошкольного возраста
С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания.
Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.
Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду
Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.
Почему неправильно плавать с поднятой головой:
- Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
- По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
- Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.
Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:
- опускать в воду лицо,
- делать выдох,
- полностью вытягиваться (с опущенной головой),
- вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
- вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).
Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.
Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.
Первые шаги – привыкание к воде
Если мы говорим про совсем маленького ребенка, то самый первый шаг – это привыкание к воде. Пусть ваш сын или дочь сначала с познакомятся – посидят, постоят в ней, поиграют в игрушки.
В этой связи, очень важно проводить привыкание и первичное обучение там, где:
- очень мелко (где ребенку по пояс);
- прозрачная теплая вода, желательно 27-28 градусов;
- вода не должна резать глаза.
Самый оптимальный вариант – мелкий бассейн с теплой водой.
Море нежелательно из-за волн, соленой и более холодной воды. Реки и озера нежелательны, так как требуется прозрачная среда.
Не всем маленьким детям нравится пребывание в воде, потому проявите терпение и первые разы дайте ему без всяких заданий, упражнений, плавательных очков и т.д. просто возможность вдоволь наиграться в теплой, мелкой, прозрачной воде, полюбить ее.
Для развития интереса у совсем маленьких отлично подходят игрушки для водных игр, лейки, мячи, игрушки из любимых мультиков.
Плавательные очки
Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.
Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.
Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.
Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).
Опускание лица в воду
- Самое-самое начало – просто омывать лицо водой или брызгаться.
- Приседания и прыжки в воде. Идея – в том, чтобы за счет приседаний или выпрыгиваний лицо погружалось в воду. Например, поставьте задачу присесть и посмотреть друг на друга, либо садиться и подпрыгивать. Более продвинутый вариант – показать друг другу язык или скорчить гримасу.
Выдох
Следующий базовый навык, которым должен владеть ребенок – умение выдыхать в воду, так как в правильном плавании, независимо от стиля, именно таким образом делается выдох.
Академический вариант обучения этому, который используют многие тренеры:
- держась руками за бортик бассейна, опустить голову и пускать пузырики носом (можно и ртом, но важно научиться носом). Повторять это несколько минут, пока не надоест;
- взять в руки плавательную доску и, держась за нее вытянутыми руками, плыть за счет ног, опуская лицо в воду для выдоха и поднимая для вдоха.
Иные варианты в игровой манере – делать те же самые подпрыгивания и приседания, добавляя выдох под водой.
Выдыхать можно и ртом, хотя лучше научиться делать это носом!
Скольжение
Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.
Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.
Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.
Работа ногами
Следующий этап – подключаем ноги.
Академический вариант – на первых порах учить работать ногами в стиле кроль – то есть совершать попеременные махи вверх-вниз.
Вместе с этим, некоторым детям от природы ближе не махи, а “лягушачьи толчки”. Тогда не нужно заставлять их делать махи – пусть работают ногами в “лягушачьем стиле”.
Для проверки того, к какому стилю изначально предрасположен ребенок, попросите его попробовать проплыть любым способом и посмотрите, как он интуитивно начнет двигать ногами. Очень подробно и наглядно это показано в видео тренера Дениса Тараканова, у которого я и позаимствовал эту идею:
Если мы говорим о классическом варианте (махи-удары ногами, а не лягушачьи толчки), то далее имеет смысл показать ребенку их правильную технику.
Важно следить, чтобы ноги не сгибались сильно в колене. Маленькие дети интуитивно начинают бултыхать ногами, сгибая их в колене – а вместо этого должна идти работа от бедра – почти прямые ноги бедром двигаются вверх-вниз.
Рекомендуется, чтобы взрослый сначала показал движения на суше – садимся на край бассейна, вытягиваем ноги и двигаем ими вверх-вниз, затем просим то же самое повторить сидящего рядом ребенка.
Затем переходим в воду, где есть два варианта упражнений:
- Ребенок отталкивается стрелочкой и скользит к вам (как в предыдущем упражнении), подключая при этом ноги.
Сначала плывем с опущенной головой на задержке дыхания (или на выдохе).
Затем учимся поднимать и опускать голову. Мне здесь очень нравятся упражнения уже упомянутого выше Дениса Тараканова:
Подъем головы – “задумчивая рыбка” -> “любопытная рыбка”:
Подъем головы со вдохом – “Задумчивая рыбка” -> “Восхищенная рыбка”:
Ребенок берет в руки плавательную доску и плывет с ней:
- руки вытянуты вперед с доской,
- ноги делают махи,
- голова опускается для выдоха и поднимается для вдоха (не давайте плавать с поднятой головой, иначе затем без доски ничего не получится).
Выглядит это вот так:
В целом, этот этап (приучение плавать с опущенной головой за счет ног) может занять длительное время – наберитесь терпения. Чем меньше малыш, тем больше занятий потребуется для того, чтобы научиться этим навыкам. Например, в 3 года можно полгода, а то и год прозаниматься таким плаванием – вашему сыну или дочери потребуется время, чтобы закрепиться на этой ступени.
Занимайтесь таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет хотя бы какое-то расстояние проплыть без доски (руки стрелочкой) только за счет ног.
Подключение рук
Пройдя предыдущий этап, далее подключаем руки.
Академический вариант – учить гребки кролем с дыханием на сторону.
Однако в маленьком возрасте их очень тяжело освоить, более реалистично – делать движения руками из брасса:
- гребок обеими руками к себе, в этот момент голова поднимается над водой для вдоха;
- выброс рук вперед, в этот момент голова опускается.
Правильная техника работы руками в брассе описана в этой статье, но нужно понимать, что для ребенка 3-5 лет и она покажется сложной.
По факту, очень часто дети вместо брассовых движений переходят на плавание по-собачьи.
По вопросу, что с этим делать, у тренеров есть разные точки зрения:
- одни специалисты полагают, что нужно добиваться именно правильной техники гребков брассом, иначе ее сложно будет привить потом;
- другие считают, что на самом первом этапе ребенку допустимо научиться грести хотя бы как-нибудь, даже если и по-собачьи. Тем самым он научится хотя бы как-то плавать, а далее уже можно будет ставить правильную технику.
С моей точки зрения, здесь многое зависит от возраста, развития и способностей ребенка. Не вижу ничего критичного во втором варианте – сначала научиться хотя бы как-то плыть, далее ставить технику.
Для обучения гребкам в стиле “брасс” (даже если по факту это будет “по-собачьи”) нужно показать движения ребенку сначала на суше (попросив повторить), затем – тренировать их в воде.
Если же вы решили или хотите попробовать тренировать руки в стиле “кроль”, то на первых порах это делается за счет плавания с доской:
- как и ранее, плывем ногами,
- вытянутые руки держат доску
- одна из рук делает гребок и возвращается обратно на доску.
Что еще можно делать?
В дополнение к изложенному, можно делать классические упражнения “звездочка” (лечь на воду с расставленными руками и ногами) и “поплавок” (обхватить колени руками и зависнуть в воде на задержке дыхания).
Они сами по себе не учат плаванию, но позволяют почувствовать плавучесть тела. За их счет можно также разнообразить уроки.
Как они делаются, показано в этом видео:
Итог упражнений
После освоения этих упражнений вы достигнете цель – ребенок научится плавать.
Скорее всего это будет стиль, который некоторые тренеры называют “прикладной брасс”: руки делают движения из брасса (либо по-собачьи), а ноги работают махами в стиле “кроль”.
Тем не менее, как было указано выше, допустимы и иные варианты (ноги двигаются “по-лягушачьи” либо руки работают, как в кроле).
О нарукавниках и жилетах
Нарукавники и плавательные жилеты – это страховка для того, чтобы более спокойно купаться в отпуске, однако они не имеют никакого отношения к обучению плаванию и, более того, вредят ему.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок именно учился плавать – ни в коем случае не используйте никаких нарукавников и аналогичных средств, поскольку они нарушают баланс тела и не позволяют научиться самому главному – держаться на воде.
При этом у меня у самого сын в три года купался во время нашего отпуска в нарукавниках, так было проще и спокойнее, иначе не получилось бы отдыха. Но это не имело никакого отношения к плаванию, да и задачи такой на тот момент не стояло. На следующий год я отдал сына тренеру в бассейн, там уже пошла учеба – разумеется, без нарукавников.
Если наглотался воды во время плавания
В самом начале обучения плаванию, опуская лицо, ребенок может по неопытности наглотаться воды, начать захлебываться, испугаться и заплакать от этого.
Ваша задача в этот момент – отреагировать нейтрально или нейтрально-позитивно, перевести ситуацию в позитив.
Дело в том, что многие родители либо начинают ругать своё чадо, либо как минимум реагируют негативно либо испуганно. Ребенок, который уже сам получил неприятные ощущения от воды в носу и испугался, увидев ругань или испуг у родителя, сделает следующий вывод: “такого никогда не должно повториться” и его желание находиться в воде и учиться сильно понизится либо вовсе исчезнет.
Потому главное здесь – не послать в адрес ребенка еще большего негатива. Отнестись безразлично или даже позитивно (насколько это возможно и уместно).
Нужно спокойно сказать ему, чтобы он сделал сильный выдох носом и тогда вся вода уйдет.
К вопросу о необходимости тренера
Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.
Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.
Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.
В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.
Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!
Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. Поскольку тема сложная – буду признателен, если Вы поделитесь своим опытом в комментариях либо напишете, какие у Вас есть вопросы.
Источник https://www.vikids.ru/articles/detskoe-plavanie-so-skolki-let-mozhno-otdat-malysha-i-drugie-aspekty
Источник https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_plavat.html
Источник https://iplav.com/kak-nauchitsya/rebenok/plavat-v-3-5-let.html