Подготовка и проведение спортивных игр и упражнений в детском саду

Содержание

Подготовка и проведение спортивных игр и упражнений в детском саду

Период дошкольного детства — это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки. На некоторых психолого-педагогических и методических тонкостях организации спортивных игр и упражнений стоит остановиться более подробно.

Суть понятий: разбираемся с терминологией

Во многих методических источниках понятия спортивная игра и спортивное упражнение отождествляются. Между тем это не одно и то же. Спортивные игры — это отдельные виды спорта, которые предполагают командное или индивидуальное противоборство, определённое конкретными правилами (футбол, хоккей, волейбол). Спортивные упражнения — это способы решения определённых двигательных задач (например, катание на велосипеде по прямой или по кругу во второй младшей группе или скольжение, стоя или присев, по ледяной дорожке в подготовительной группе). Поскольку в дошкольном детском учреждении практикуются не только игры и упражнения, но и упражнения игрового характера (например, бросать мяч в корзину двумя руками от груди в средней группе), то имеет смысл говорить о понятии, включающем все эти элементы, – спортивных играх и упражнениях.

Дети играют в футбол на улице

Обычно малыши с большим удовольствием включаются в спортивные виды деятельности

Цели и задачи проведения спортивных игр и упражнений

Миссия проведения спортивных игр и упражнений состоит в создании условий для:

  • физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
  • умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, а за счёт необходимости выполнять игровые задачи в определённый хронометраж, происходит активизация процессов мышления, стимулируется сообразительность);
  • коммуникативного развития (во время участия в спортивных играх ребята учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в коллективе);
  • нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т.д.).

Это интересно. Для всех возрастных групп цели и задачи организации спортивных игр и упражнений будут одинаковы, но с разработкой разных по сложности задач.

Для реализации этих целей при организации игр и упражнений спортивного характера предполагается решение таких задач, как:

  • получение начальных представлений о различных видах спорта;
  • обогащение опыта движений (к примеру, в средней группе дети учатся отбивать мяч ногой в футболе или перебрасывать его через сетку в волейболе и пр.);
  • обучение техническим нюансам выполнения элементов спортивных упражнений и игр (так, например, в старшей группе для более сильного и направленного удара по воротам в хоккее, игроки учатся держать клюшку двумя руками);
  • развитие устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера (к примеру, в младшем дошкольном возрасте это достигается заданиями развлекательного характера — прокати куклу на санках и пр.);
  • воспитание самостоятельности (если вначале, в младших группах, педагог показывает игры и упражнения, то впоследствии дети сами проявляют инициативность в выборе игр);
  • развитие стремления к здоровому образу жизни;
  • формирование эстетических и этических представлений о мире вокруг и взаимодействии людей.

Это интересно. Спортивные игры и упражнения проводятся инструктором по физической культуре на занятиях по физкультуре, а также воспитателем на прогулках, при проведении досуга.

Педагог делает с детьми спортивное упражнение на улице

Спортивные упражнения и игры проводятся на улице или в помещении, воспитателем или инструктором по физкультуре

Видео: спортивные упражнения и игры как средство взаимообучения детей разного возраста в детском саду

Классификация спортивных игр

В методической литературе можно найти несколько классификаций спортивных игр и упражнений, основывающихся на разных определяющих признаках.

Таблица: основные виды спортивных игр

КритерийВидыПримеры (возрастная группа)
По сложностиЭлементарныеЭта классификация основывается на уровне сложности выполнения игровых действий. При этом содержательный компонент остаётся единым. Так, к примеру, в игре «Ловишки» в младшей группе водящему нужно поймать и осалить разбежавшихся по площадке ребят. В этой же игре в старшей группе водящему завязывают глаза, что усложняет его задачу.
Сложные
По содержаниюСюжетныеНародные игры
БессюжетныеПеребежки, эстафеты, игры с мячами, кеглями и пр.
Игры-забавы«Ладушки», «Коза рогатая» (первая младшая группа).
Игры-аттракционы«Кто быстрее» в старшей группе (дети наматывают на две катушки нитку с разных концов, задача — домотать до середины быстрее соперника).
Соревновательные игрыВолейбол, футбол, хоккей
По развитию ведущих физических качествНа ловкость и быстроту«Мышеловка» (старший дошкольный возраст): несколько человек, взявшись за руки, образуют круг-«мышеловку», остальные — бегают вокруг, изображая мышей. По команде водящего: «Мышеловка» ребята в кругу поднимают руки, «мыши» забегают с одной стороны и выбегают с другой. По сигналу: «Захлопнулась мышеловка» дети опускают руки и присаживаются. Те «мыши», что не успели выйти из круга, выбывают.
На выносливость«Смена мест» (средний, старший дошкольный возраст): дети присаживаются на корточки в две шеренги на отмеченных линиях-«домах», по сигналу, перепрыгивая на корточках, малыши должны как можно быстрее добраться до противоположного «дома».
На силу«Корабль и ракета» (старшая, подготовительная группы): дети делятся на две команды, выбирают капитана, строятся за ним в колонну. Колонны, разделённые чертой, выстраиваются напротив друг друга и, обхватив впереди стоящего за талию, стараются перетянуть соперников на свою сторону. Чей капитан переступит черту, та команда проиграла.
По двигательному содержаниюС ходьбой и бегом«Поезд» (вторая младшая группа): дети строятся в колонну, держась за плечи. Первый участник – «паровоз», остальные – «вагоны». По команде педагога поезд начинает движение, переходя с ходьбы на бег. По сигналу: «Поезд приближается к станции» ребята замедляют движение.
С лазаньем«Обезьянки» (первая младшая): дети-обезьянки поднимаются на 3–4 ступени гимнастической лестницы за «фруктами», потом осторожно спускаются.
С прыжками«Удочка» (старший дошкольный возраст): ребята-«рыбки» становятся в круг, водящий-«рыбак» в середине раскручивает скакалку по-над землёй, задача «рыбок» не попасться на удочку. Кого скакалка задела, становится «рыбаком».
С метанием«Попади в обруч» (средняя, старшие группы): дети становятся в круг, в центре лежит обруч. Малыши по очереди бросают мешочки с песком или мячики в круг. Педагог оценивает точность броска.
Примечание: для усложнения бросать можно из-за спины, сидя, только справа или только слева, из-за головы.
По степени физической нагрузкиБольшой подвижности«Линеечка» (подготовительная группа): дети строятся в две шеренги, по сигналу разбегаются, а на команду «Линеечка» быстро возвращаются в свои шеренги.
Примечание: для усложнения можно закрепить очерёдность в шеренге.
Средней подвижности«День и ночь» (средняя группа): у каждого участника в руках мяч, по команде: «День» дети подбрасывают мяч вверх и ловят, по команде: «Ночь» замирают в той позе, в которой их застал сигнал.
Малой подвижности«Мяч соседу» (старшая группа): дети стоят по кругу, двое игроков с разных сторон держат по мячу, начинают передавать их в одном направлении. Тот, у кого окажется в руках два мяча, выбывает.
Со спортивным инвентарёмС мячом, кеглями, скакалками и пр. в тёплое время года. На лыжах, санках, ледянках и пр. зимой.

Видео: спортивные игры и упражнения с обручем

Видео: спортивные игры и упражнения зимой

Рекомендации по проведению спортивных игр и упражнений в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены психолого-педагогические рекомендации относительно организации спортивных игр и упражнений.

  1. Каждый месяц дети младшего дошкольного возраста знакомятся с 2–3 играми и упражнениями. Со среднего дошкольного возраста количество увеличивается до 3–4, при этом 4–5 подбираются для повтора.
  2. Игры и упражнения спортивного характера проводятся в три приёма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. Утренние игры не должны быть слишком энергоёмкими, иначе дети истощатся до следующих учебных занятий. Во время прогулки упражнения и игры могут быть с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отработка технических приёмов разных видов спорта. После сна больше внимания уделяется командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривались до обеда.
  3. Педагог детально, чётко описывает или напоминает условия игры или порядок выполнения упражнения.
  4. Во время прогулок педагог даёт малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).
  5. Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей. Так, слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий.

Дети проползают под препятствием

Инвентарь для спортивных игр и упражнений также должен соответствовать возрасту малышей

Приёмы для проведения спортивных игр и упражнений

В работе с дошкольниками педагог пользуется тремя группами приёмов, комбинируя их в той или иной последовательности в зависимости от содержания вида деятельности и темы.

Это интересно. Игровые приёмы в этом виде деятельности являются не вспомогательным способом наладить взаимодействие с детьми, а формой этого самого взаимодействия, так как речь идёт именно об играх и упражнениях спортивного характера.

Словесные приёмы

Речь сопровождает любое (!) действие ребёнка. Тем более если речь идёт о знакомстве и отработке игровых действий.

Объяснение

Каждое движение малышу мало показать, нужно ещё и описать. К тому же так дети учатся формулировать условия игры, что является важным условием успешного воспитания самостоятельности в этом виде деятельности. Если игра детям уже знакома, то есть предполагается повторение, то и условия нужно стараться напоминать одним и тем же набором речевых средств. Важно, чтобы педагог говорил выразительно, без излишней эмоциональности и не прерывался на замечания или другие отступления.

Педагог идёт с детьми в хороводе

Педагог должен сопровождать объяснение демонстрацией

Загадки и стихотворения

Традиционно используются для мотивации детей. Рифмованные строки привлекают внимание ребят, к тому же загадки ещё и возбуждают азарт в разгадывании. Также эти приёмы могут использоваться для создания положительного эмоционального фона, сюрпризного момента. По своему опыту знаю: мои воспитанники старшей группы очень любят спортивные игры, поэтому эффект неожиданности поддерживаю тем, что предлагаю малышам сначала угадать, во что будем играть:

  • Мяч по травке шустро скачет От ворот и до ворот. Бьют ногами — он не плачет. Кто игру мне назовёт? (Футбол);
  • В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мячик звонко бьёт об пол,
    Значит, это … (баскетбол);
  • — Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе? — Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл. Мы играем в… (волейбол).

Это интересно. Поскольку детям может оказаться нелегко угадывать, о какой конкретно игре идёт речь, загадки даже для старшего дошкольного возраста могут быть с ответами по рифме.

Если на прогулке предполагаются игры и упражнения со спортивным инвентарём, то настроить детей на работу, а также напомнить, какие предметы нужно захватить с собой из спортивного уголка, помогут стихотворения:

  • Ускакал от Кати мяч И пропал куда-то. Нет нигде его, хоть плачь, Скрылся, вот беда-то! За диваном, под столом, В печке, под кроватью И в углу за сундуком Мячик ищет Катя. А того не знает, Что Барбос и серый кот В волейбол играют.
  • Мы с Маринкою и Галкой На одной большой скакалке Дружно прыгаем и скачем, Вверх взлетаем словно мячик, Вместе с нами прыгают Вероника с Лизою. Приходите на скакалку — Вместе прыгать Нам не жалко.
  • В руки мы возьмём скакалку, Обруч, кубик или палку. Все движения разучим, Станем крепче мы и лучше.

Воспитательница показывает на картинку с олимпийскими кольцами

Ответы к загадкам могут быть в картинках

Короткие сказки

Дети любят сказки, и этот факт позволяет поставить небольшие по объёму сюжетные зарисовки вместе с загадками и стихотворениями на ступень пьедестала наиболее эффективных мотивационных приёмов.

В работе с воспитанниками средней группы к составлению таких сказок я прибегаю тогда, когда малыши с неохотой отрываются от игр в группе, чтобы собираться на улицу. В этом случае я говорю им о том, что на прогулке нас ждёт много интересных спортивных занятий, и подкрепляю эту перспективу сказкой о Зайчонке Пушке, Бурундуке Орешке и Медвежонке Тришке. «В одном лесу жили-были Зайчонок Пушок, Бурундук Орешек и Медвежонок Тришка. Пушок и Орешек постоянно бегали, прыгали, устраивали соревнования, Тришка ленился и пропадал в малиннике. Однажды в лесу случился пожар, Тришка, спасаясь, побежал к реке, но очень скоро устал и остановился. Тогда Орешек и Пушок схватили его за толстые передние лапы и потащили вперёд. Но мостик, через который им нужно было пройти, под весом Медвежонка сломался, и друзья упали в воду. С трудом удалось им выплыть: тяжёлый Тришка тянул под воду. Когда Пушок, Орешек и Тришка оказались на берегу, Медвежонок пообещал, что будет заниматься физкультурой, чтобы быть в форме. С тех пор Тришка каждый день делает упражнения. Он стал потянутым, сильным, а главное, активным, а не ленивым». После прослушивания сказки есть смысл проверить, насколько хорошо малыши поняли её смысл. Сделать это можно с помощью беседы по вопросам:

  • «Почему Тришка не смог бежать, когда начался пожар?»;
  • «Как Пушок и Орешек помогли Медвежонку?»;
  • «Почему важно заниматься спортом?».

Это интересно. Последний вопрос для детей среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется делать проблемным. Так ребята учатся рассуждать, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.

Чтение

Многие педагоги довольно скептически относятся к чтению вслух вне занятий по развитию речи. Но на самом деле этот словесный приём, если его правильно применять, может стать отличным вариантом настроить детей на выполнение спортивных упражнений или «переключить» с одного вида заданий на другие. Под уточнением «правильно» понимается:

  • нечасто (иначе у малышей сложится образ воспитателя, постоянно читающего, а не рассказывающего, играющего);
  • коротко (отрывки для чтения должны быть на пару небольших по объёму предложений);
  • интересно (информация должна быть новой и обязательно интересной, возможно, необычной, например, неизвестные факты о футболе и пр.).

Если в группах есть дети, умеющие читать, то зачитывание коротких описаний можно отдать им на откуп.

Девочка читает детям

Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными, с непонятными для детей словами

Наглядные приёмы

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В отношении работы с детьми это правило действует, может, и не на 100%, но на 70–80% точно (оставшиеся проценты пойдут на слово и практику). Использование наглядности — важное условие достижения поставленных образовательных целей и задач. Среди наиболее действенных приёмов, воздействующих на зрительный канал восприятия малышей, можно выделить:

Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста

Детский фитнес в детском саду

Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.

Деский фитнес в детском саду

Физическое развитие в дошкольном учреждении

Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.

Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.

Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.

Задачи фитнеса в детском саду

Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.

Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.

При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:

  • пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
  • гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
  • капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.

Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.

Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:

  1. Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
  2. Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
  3. Приобщение к ЗОЖ и спорту

Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.

Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп

Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.

  • учиться прыгать на двух ногах, двигаясь при этом вперед;
  • непрерывно бегать в течение 40 секунд;
  • залезать и слезать по лестнице шведской стенки;
  • учиться работать с мячом;
  • тренировать навык перешагивания препятствий высотой до 10 см;
  • осваивать бег с высоко поднятыми ногами, а также ходьбу и бег в разных техниках
  • совершенствовать владение мячом;
  • тренировать удержание равновесия в статике и движении;
  • учиться кататься на двухколесном велосипеде;
  • совершенствовать навык занятий на шведской стенке;
  • осваивать разные физические движения
  • тренировать способность удерживать равновесие, переходя от активных движений к менее активным;
  • учиться подтягиваться;
  • стимулировать интерес к спорту и ЗОЖ;
  • улучшать пластику движений;
  • учиться самостоятельно переодеваться в спортивную форму и обратно, мыть руки после занятий

Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.

Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:

Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:

  1. Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
    • утреннюю зарядку;
    • дыхательную практику;
    • упражнения с мячом;
    • задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
    • движения с обручем.
  2. Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
    • элементы по профилактике плоскостопия;
    • упражнения на растяжку;
    • закаливающие процедуры, физкультура босиком;
    • посещение бассейна;
    • элементы на укрепление мышц спины и живота.
  3. Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
    • ритмопластику;
    • аэробику;
    • гимнастику.
  4. Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
    • футбол;
    • баскетбол;
    • волейбол;
    • игры в команде;
    • соревновательные игры.

Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.

Спортивный уголок в детском саду

Общеразвивающие упражнения в детском саду

В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.

Физический комплекс для утренней зарядки

В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:

  1. Потягушки
    Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу.
  2. Маятник
    Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой.
  3. Кукла
    Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое.
  4. Неваляшка
    Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты.
  5. Волчок
    Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.

Утренняя зарядка в детском саду

Дыхательная практика

Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.

В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:

  • Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
  • Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
  • Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
  • Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
  • Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».

Движения с мячом

С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:

  • стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
  • перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
  • садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
  • прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
  • подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.

Разные фитнес движения

Комплекс разных элементов с предметами и без них

  1. С кубиками
    • Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
    • Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
    • Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
  2. С флажками
    • Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
    • Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
    • Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
  3. Без предметов
    • Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
    • Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
    • Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.

Движения с обручем

Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:

  1. Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
  2. Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
  3. Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
  4. Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
  5. Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.

Упражнения с обручем в детском саду

Оздоровительная практика

Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.

Элементы, предупреждающие плоскостопие

Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.

Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:

  1. Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
  2. Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
    • надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
    • упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
    • приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
  3. Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
    • ставим ноги по очереди на пятки;
    • шагаем на носочках вперед-назад;
    • берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
    • переносим платок из одной стопы в другую.
  4. Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
  5. Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
  6. Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.

Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.

Стретчинг в детском саду

Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.

В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:

  • встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
  • исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
  • стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
  • ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
  • исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.

Элементы на растяжку в детском саду

Элементы на укрепление мышц спины и живота

Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.

Хорошо себя показывают такие элементы:

  • вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
  • подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
  • передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
  • скручивания на фитболе или скамье для пресса;
  • ягодичный мостик на фитболе и прочее.

А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.

Танцевальное и спортивное направление

Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:

  1. Аэробика
    Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение.
  2. Ритмическая гимнастика
    Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.
  3. Логоритмика
    Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи.
  4. Звероаэробика
    Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных.
  5. Степ-аэробика
    Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.

Степ-аэробика в детском саду

Основные правила фитнеса в детсаду

Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.

Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.

Утренняя гимнастика в детском саду — упражнения для зарядки

Утренняя гимнастика в детском саду — упражнения для зарядки

Утренняя зарядка в детском саду — неотъемлемая часть воспитательного процесса. О важности гимнастики после ночного отдыха известно многим. Однако сегодня не всегда получается размяться после пробуждения. Выручает утренняя гимнастика для детей по ФГОС, проводимая в детском садике.

Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса

Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.

Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.

Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.

Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей.

Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений

Цели и задачи УГ

Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.

Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.

К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма.

Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.

Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.

Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.

К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников.

Принципы гимнастических комплексов

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Методы выполнения зарядки в детсаду

Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.

Занятие с обручем

Рекомендации по длительности

УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:

  • Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
  • В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
  • У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
  • УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.

Как организовать детей для утренней гимнастики

Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.

Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.

В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.

Важно! Если у ребенка справка о том, что ему временно противопоказаны физические нагрузки (такие выдают после болезни), можно предложить ему быть ведущим или понаблюдать за процессом со скамейки.

Комплекс упражнений для УГ

Обычно гимнастические упражнения в ДОУ осуществляются по подготовленному плану. Как выглядит стандартный комплекс:

  • Занятие начинается с ходьбы на месте или бега по кругу. Дети могут ходить и бегать в колонне в обход помещения или веранды, потом парами или по одному. Окончить этот блок нужно бегом врассыпную.
  • Затем дети выполняют махи руками вверх-вниз, вбок и по кругу. Это способствует укреплению мышц плеч.
  • Далее выполняется гимнастика для мышц нижних конечностей. Ребята делают махи ногами, отставляют их по очереди вбок, приподнимают, сгибают и ставят прямо. Обязательно выполняются приседания.
  • Зачем подключаются наклоны тела и повороты. Эти упражнения идут для укрепления спины и торса.

Заканчивается зарядка легкой ходьбой на месте, дыхательной гимнастикой или пальчиковыми играми.

Наклоны тела в бок

Тексты для зарядки в ДОУ

Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает. Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами. Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.

Стихи для гимнастики

Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.

Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки».

Анализ утренней гимнастики

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

Образец заполнения карты

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Источник https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/sportivnyie-igryi-v-detskom-sadu.html

Источник https://valsport.ru/blog/detskii-fitnes-v-detskom-sadu/

Источник https://vospitanie.guru/fizicheskoe/utrennyaya-gimnastika-v-detskom-sadu-uprazhneniya-dlya-zaryadki

Читать статью  Как выбрать велосипедный багажник?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: