Роль физических нагрузок в развитии ребенка: какой вид спорта выбрать?

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Развитие физических качеств учащихся через спортивные и подвижные игры, здоровьесберегающие технологии на уроке»

К сожалению, здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В последнее время в наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.

Необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся.

У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников так, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет «Физическая культура» оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечнососудистой, дыхательной, мышечной патологий

2.1. Подвижные игры

Важную роль на уроках физической культуры отвожу на спортивные и подвижные игры. В силу присущей им психологической особенности, они вызывают сильный эмоциональный отклик у обучающихся. Поэтому, играя обучающиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Игровая деятельность имеет важное значение в период наиболее активного формирования характера в детские и юношеские года. Играя, дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: О.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она — есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. «Школой подготовки детей к жизни» называл игру А.С.Макаренко.

Считаю, каждый учитель физической культуры должен помнить, что он проводит подвижную игру для решения определенных практических задач: для эмоциональной разрядки, повышения интереса школьников к урокам, формирования и развития физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость).

Проведение подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время считаю наиболее рациональным развитием физических качеств у детей младшего школьного и среднего возраста. Для человека этого периода игра является произвольным изображением его внутреннего мира, изображение его потребности. В своей педагогической практике использую коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

В коллективные подвижные игры одновременно привлекаю целые классы. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Большинство подвижных игр, организуемых на моих уроках, требуют от участников быстроты. Это игры, строятся мною на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Считаю, что постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы на уроках использую игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

При организации игровой деятельности с детьми большое внимание уделяю играм с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, которые вызывают значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости организую в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений.

В зависимости от задач и характера игр, их физических и эмоциональных нагрузок, состава учеников, стараюсь включать их во все части урока.

В начале урока, в подготовительной части, использую игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшие движения для этих игр являются ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями.

В основной части урока использую игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности.

В заключительной части урока применяю игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они оказывают содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа.

2.2. Спортивные игры.

Основную часть предмета занимают спортивные игры. В их основе лежат различные технические и тактические приёмы, а целью обычно является спортивный мяч, ворота, площадка в зависимости от вида игры. Спортивные игра — это деятельность со своими правилами, требованиями, требующая их выполнения. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары), выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу.

Спортивные игры — высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

Специально подобранные мною игровые упражнения, выполняются индивидуально, в двойках, тройках, командах. Особое внимание уделяю на подвижные игры и задания с мячом, которые создают неограниченные возможности для развития координационных способностей. И это понятно. Так как особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.

В целом работа по развитию физических качеств через спортивные и подвижные игры приводит к всестороннему гармоничному развитию ребенка, обеспечивает его полноценное здоровье, разнообразное развитие движений физических качеств и формирование привычек здорового образа жизни.

2.3. Физическая подготовка в подвижных и спортивных играх

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма.

Общую физическую подготовку направляю на всестороннее физическое воспитание. Для решения задач общей физической подготовки мной применяется широкий круг средств с учетом пола, возраста и вида спортивных игр. Это, прежде всего упражнения комплекса ГТО, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики.

Упражнения для общей физической подготовки подбираю с таким расчетом, чтобы они оказывали не только разностороннее воздействие на организм, но и способствовали развитию тех качеств, которые необходимы для данной спортивной игры.

Читать статью  Спортивная гимнастика для красивого тела: упражнения и правила тренировок

С этой целью использую специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями. В первую часть урока рекомендую включать упражнения для развития быстроты, ловкости, прыгучести. Во вторую — упражнения для развития силы и других качеств (наряду с разучиванием игрового приема).

Упражнения для развития силы рекомендовано с 8-10 лет. Развивать силу в этом возрасте рекомендую упражнениями с использованием собственного веса (приседания, отжимания) или упражнениями сопротивлением партнера (противодействие в парах, перетягивание), а также с отягощениями. Упражнения не должны быть длительными и не должны вызывать чрезмерное напряжение. Для непредельных отягощений в упражнениях применяю набивные мячи, гантели, штанги, гимнастические палки и другие грузы.

2.4. Ведущая педагогическая идея.

  • поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся;
  • включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
  • создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Наилучший воспитательный результат получается, когда идёт упор на успех ученика. Он связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Считаю, что основная часть программы по физической культуре в школе, спортивные игры, являются одним из средств решения основных задач физического воспитания.

Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В.И.Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различны.

Урок — основная форма обучения. Но кроме этого нужно использовать внеурочную форму. Это соревнования школьные, районные, областные и тренировки на базе школы.

На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод — соревновательно-игровой. Его применение исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.

Считаю, что важным элементом оптимальности и эффективности средств является определение ожидаемых результатов обучения. Поэтому я использую наиболее эффективные способы организации:

  • фронтальный, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки, или, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами;
  • групповой при ОРУ;
  • посменный
  • поточно-круговой
  • индивидуальный

Используемые средства эффективного обучения:

  • образовательные технологии в процессе обучения и воспитания: технология системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии
  • современные формы и методы работы в соответствии с темой урока, целью и задачами, с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, выбираю следующие формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая и методы: словесный, наглядный, практический, которые объединяют разнообразные приемы: отработка видов построения, музыкальная разминка, весёлые старты, викторина, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом;
  • электронные образовательные ресурсы: интернет-ресурсы (сайты ГТО, ресурсы сообщества учителей физической культуры;
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

На занятиях большую помощь оказывает применение современных технических средств обучения. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Обучающиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия. Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками районных соревнований.

Мной была проведена анкета для учащихся в 4-6 классах. В нее входили следующие вопросы, где предлагалось три варианта ответа: да, нет, не знаю.

  • я удовольствием занимаюсь физкультурой в школе;
  • самые любимые уроки — это уроки по волейболу, баскетболу, футболу;
  • спортивные и подвижные игры помогают мне стать быстрее, сильнее, выносливее;
  • спортивные и подвижные игры подвижные помогают мне в общении с одноклассниками;
  • спортивные и подвижные игры помогают мне в учебе.

Восемьдесят восемь процентов учащихся с удовольствием занимаются физкультурой в школе. Почти все учащиеся понимают, что занятия, включающие спортивные и подвижные игры развивают их физические качества и помогают им в общении друг с другом.

2.5. Здоровьесберегающие образовательные технологии

Правильный подбор игры соответственно возрасту, теме урока, индивидуальным особенностям учащихся в конкретном классе способствует активизации и привитию интереса к предмету физическая культура. Все это создает комфортную, благоприятную обстановку на уроке, а это является элементами здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приёмы, методы, технологии (Смирнов Н.К.). В.И.Ковалько пишет: «Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создания здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой».

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

Цель — сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения

Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования

Цель — умение перевести в навык основы здорового образа жизни с возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:

  • учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и, ориентирован на конечный результат;
  • в основу положен базовый уровень содержания образования, но в то же время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.

Реализация здоровьесберегающего пространства в школе выглядит примерно следующим образом:

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления — это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и по возможности изменить их в лучшую сторону.

Второе условие — использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой я использую:

  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование методов, приёмов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания.

На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

На всех уроках прививаю школьникам гигиенические навыки, предусматриваю участие детей в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня.

Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, коррекционные упражнения. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.

Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.

Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

Читать статью  Эспандер в силовых тренировках: упражнения для проработки разных зон

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Уверен, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

При выборе методов и приёмов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребёнка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

2.6. Внеклассные формы физического воспитания.

Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объём двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Основными внеклассными формами физического воспитания являются:

  1. Спортивные кружки.
  2. Дни здоровья и спорта.
  3. Туристические походы.
  4. Физкультурные праздники.
  5. Внутришкольные соревнования.

В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей.

Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка — всё это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.

2.7. Проведение мониторинга состояния физической подготовленности учащихся.

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, скорости.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу дополнительную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Анализ результатов тестирования показывает, что с каждым годом наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

  1. Повысить успеваемость по предмету.
  2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
  4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся.

3. Заключение

Физическое развитие происходит по естественным законам, которые никто не волен упразднить. В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития. Процесс физического развития одновременно обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельности и особенно физическим воспитанием. А результат этого процесса, его эффективность во многом зависит от нас, педагогов физической культуры. Именно мы являемся посредниками и основоположниками мотивации будущего человека современного общества к сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья окружающих его людей. Из выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры эффективно влияют на развитие физических качеств и способствуют сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. А здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Роль физических нагрузок в развитии ребенка: какой вид спорта выбрать?

Физические нагрузки и здоровье тесно связаны друг с другом. Здоровый человек активен и подвижен, он любит физические нагрузки и легко их переносит. Верно и обратное: регулярные занятия спортом укрепляют организм, оздоравливают, служат профилактикой болезней. Привычку заниматься спортом нужно вырабатывать с самого раннего возраста.

Спорт и здоровье детей: влияние физкультуры на организм

Спорт и здоровье детей: влияние физкультуры на организм

Устойчивость к болезням и успешность физического развития во многом зависят от уровня двигательной активности. Спорт оказывает многостороннее воздействие на детский организм:

  • Регулярные занятия спортом благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат: укрепляют кости, повышают подвижность суставов, улучшают эластичность мускулов. Физическая нагрузка является средством профилактики остеохондроза, артроза, сколиоза и других заболеваний костно-мышечной системы.
  • В процессе тренировок укрепляются сосуды и сердце, образуются новые капилляры, улучшается функция легких, увеличивается их жизненная емкость. В результате усиливается приток кислорода и питательных веществ к клеткам, предотвращаются застойные явления.
  • Спортивные нагрузки способствуют поддержанию стабильного веса, помогают похудеть.
  • При недостатке двигательной активности ослабляется деятельность нервной системы, ухудшается работа мозга. Это ведет к быстрой утомляемости, снижению физической и умственной работоспособности. Спортивные упражнения устраняют эмоциональное напряжение, улучшают психическое самочувствие, снижают негативную нагрузку на нервную систему.
  • Фитнес-тренировки, особенно на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, закаливают.
  • Занятия спортом улучшают координацию движений, формируют новые двигательные рефлексы, развивают ловкость, гибкость, быстроту реакции.
  • Физические нагрузки улучшают функционирование организма на всех уровнях. Они ускоряют метаболические процессы, улучшают состав крови, уменьшают содержание в крови липопротеинов очень низкой плотности (опасный холестерин) и повышают содержание липопротеинов высокой плотности (хороший холестерин).

Физическая культура должна присутствовать в жизни ребенка с самого раннего возраста. Занятия спортом благотворно отражаются на здоровье детей, снижают риск развития многих заболеваний как в детском, так и в более позднем возрасте.

Роль физических нагрузок в развитии ребенка

Роль физических нагрузок в развитии ребенка

Увлечение спортом не только положительно сказывается на здоровье, но и способствует психическому, интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Спорт воспитывает характер и силу воли. Он приучает к дисциплине и самостоятельности, развивает целеустремленность. Чтобы добиться нужного результата в спорте, приходится прогнозировать последствия своих действий, анализировать ошибки, выстраивать стратегию работы. Все это способствует тренировке логического и аналитического мышления, наблюдательности, внимания. Командные виды спорта и занятия в фитнес-группах помогают социализации ребенка и развитию его коммуникативных навыков. Тренируясь в коллективе, ребенок получает опыт конкуренции и сотрудничества, учится взаимодействовать с другими людьми, развивает умение понимать и предвидеть действия соперника.

Какой вид спорта выбрать для ребенка?

Какой вид спорта выбрать для ребенка?

Каждый вид спорта имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая спортивную секцию, нужно руководствоваться индивидуальными склонностями ребенка и его потребностями в плане здоровья. Вернее сказать, ребенок сам должен выбрать себе занятие по душе. Задача родителей — предложить несколько альтернативных вариантов. Какие виды спорта наиболее предпочтительны для детей?

  • Плавание.
  • Боевые искусства.
  • Гимнастика и танцы.
  • Теннис.
  • Верховая езда.
  • Зимние виды спорта.

Окончательный выбор секции должен оставаться за ребенком. Важно, чтобы маленький спортсмен занимался тем, что ему действительно нравится. Так он быстрее добьется успехов в выбранном виде спорта. Кроме того, увлечение любимым делом положительно отражается на психическом и физическом здоровье детей, ведь между эмоциональным состоянием человека и состоянием его здоровья существует тесная взаимосвязь.

Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника

Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр.

Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

Читать статью  Вольные упражнения в спортивной гимнастике: от простейших элементов к феерии комбинаций

Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Следует помнить, что физкультурное занятие – форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач : оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;
— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
— формирование изгибов позвоночника;
— развитие сводов стопы;
— укрепление связочно-суставного аппарата;
— развитие гармоничного телосложения;
— регулирование роста и массы костей;
— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

— потребность в ежедневных физических упражнениях;
– умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
— приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
— самостоятельность, творчество, инициативность;
— самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);
— закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
— прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
— осознает свои двигательные действия;
— усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед-назад, вверх-вниз и др., получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят : различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений :

1-2 – для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т. д.);
1-2 – для туловища (наклоны) и т. д.;
1-2 – для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой) прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте.

После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом :

— упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;
— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.
— упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил в играх.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на дыхание.

Виды физкультурных занятий

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения : висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т. д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами.

Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);
— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);
—объяснение заданий и показ упражнений; — активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии;
— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/692031

Источник https://medaboutme.ru/articles/rol_fizicheskikh_nagruzok_v_razvitii_rebenka_kakoy_vid_sporta_vybrat/

Источник https://mbdou20.ru/publikatsii/ugolok-uchitelya-logopeda/rol-fizkulturnykh-zanyatiy-v-razvitii-i-vospitanii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: