Сердце проваливается от страха» Сложнейшие элементы и постоянный риск: как гимнастика стала самым опасным видом спорта?

Содержание

Спортивная гимнастика: виды упражнений, олимпийская программа

Спортивная гимнастика – олимпийский вид спорта, который включает в себя три раздела: соревнования на гимнастических снарядах, вольные упражнения, опорный прыжок. В программу Олимпийских игр также входит личное и командное многоборье.

Спортивная гимнастика на Олимпийских играх

Спортивные гимнасты оспаривают 14 комплектов олимпийских наград (8 мужчины, 6 женщины). Первую строчку общего медального зачета до сих пор занимает СССР. Советские гимнасты положили в копилку отечественного спорта 182 награды.

Краткая история

Спортивная история гимнастики началась на первой Олимпиаде современности. В 1896 году, в Афинах гимнасты разыграли 8 золотых медалей. Состязались только мужчины.

Упражнения отличались от современной программы гимнастов. Не было многоборья, вольных упражнений и соревнований на бревне. Зато, лазанье по канату являлось олимпийским видом спорта. Олимпийский чемпион забрался на 14-метровый канат за 23,4 секунды. Последние олимпийские медали в этом виде спортивной гимнастики разыграли в 1932 г.

Женская спортивная гимнастика свой день рождения праздновала в 1928 г. Первое время женщины соревновались только в составе команд. Индивидуальное первенство гимнасток включили программу Игр в 1952 г. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие. Советский Союз дебютировал на Олимпийских играх.

Спортивные гимнасты СССР

Советский Союз распался 30 лет назад. Но еще много лет будет удерживать верхнюю строчку общекомандного зачета в спортивной гимнастике. СССР принял участие в 9 Олимпиадах, с 1952 по 1988 г. Советские гимнасты завоевали 72 золотых медали. США занимают вторую строчку медального зачета. За всю историю американцы выиграли 39 золотых медалей (по состоянию после Олимпиады-2021).

Многие достижения, установленные советскими гимнастами, возможно, навсегда останутся недостижимыми для других спортсменов. Например, Лариса Латынина является единственной в мире девятикратной олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике. Всего Латынина завоевала 18 олимпийских медалей – еще один непревзойденный рекорд. Это больше, чем все спортивные гимнасты (мужчины и женщины) Англии и Канады вместе взятые, за всю историю спорта.

Медальный зачет спортивной гимнастики (олимпийская программа)

На олимпийских играх спортивные гимнасты разыграют 14 золотых медалей. Мужская программа состоит из 8 дисциплин. Медальный зачет у женщин объединяет 6 разделов.

Соревнования включают в себя:
упражнения на гимнастических снарядах – 4 упражнения для мужчин, 2 у женщин;
вольная программа – 2 комплекта наград (мужчины и женщины);
опорные прыжки – 2 золотых медали;
многоборье личное – 2 медали;
многоборье командное – 2 медали.

Соревнования на гимнастических снарядах

Спортивная гимнастика подразумевает разделение гимнастических снарядов на мужские и женские.

Мужские соревнования проводят на спортивных снарядах 4 видов:
гимнастический конь,
кольца,
перекладина,
брусья (параллельные).

Женщины имеют в своем арсенале 2 гимнастических снаряда:
гимнастическое бревно,
разновысокие брусья.

Гимнастический конь

Конь гимнастический (маховый) – спортивный снаряд, используемый в мужских соревнованиях по спортивной гимнастике.

До 2000 года гимнастического коня можно было увидеть в женских состязаниях. Его использовали в качестве опоры для выполнения прыжка. Поэтому существует два вида этого спортивного снаряда: маховый и прыжковый конь. Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек.

Упражнения, которые выполняют на гимнастическом коне, делят на 5 основных групп:
маховые элементы ногами,
круги двумя (ноги вместе),
круговые движения ногами (ноги врозь),
переходы по коню,
соскок.

Гимнастический конь поделен на зоны. Гимнаст должен использовать все зоны. Упражнения выполняют в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т.д. Все элементы исполняют без потери темпа. Правила спортивной гимнастики запрещают – задержки, остановки, отталкивание от снаряда ногами и касание коня ногой. Судьи оценивают сложность и качество исполнения элементов, а также чистоту соскока.

Чтобы увеличить сложность, гимнасты постоянно экспериментируют и добавляют в свою программу новые движения, Новые элементы в спортивной гимнастике называют по имени спортсмена-первооткрывателя.

Так, например, появился «элемент Беленького». Гимнаст, из стойки на одной ручке, опускается в упор с поворотом на 90°, ноги врозь. Впервые упражнение выполнил российский спортсмен Валерий Беленький в 1997 г.

Спортивная гимнастика

Гимнастический конь (маховый)

Отличительная особенность махового коня – наличие двух ручек. Кроме того, маховый конь имеет широкие Т-образные ноги и дополнительные крепления для жесткой фиксации снаряда к полу.

Кольца

Кольца – гимнастический снаряд, входит в программу соревнований по спортивной гимнастике среди мужчин. Упражнения на кольцах состоят из динамических и статических элементов. Завершают программу акробатическим соскоком.

Динамические элементы включают в себя: различные махи, подъемы перевороты. Статические элементы, это всевозможные висы, упоры, углы в «застывшем» положении. Их считают физически более сложными, чем динамические.

Чтобы статический элемент засчитали выполненным, гимнаст должен «зафиксировать» гимнастическую фигуру не менее чем 2 секунды. Одним из наиболее сложных статических элементов считают – «Крест». Чтобы выполнить упражнение, спортсмен неподвижно повисает на прямых, горизонтально вытянутых руках.

Заканчивают комбинацию на гимнастических кольцах соскоком. Соскок представляет собой сальто вперёд или назад. В зависимости от сложности соскока гимнаст получает дополнительные баллы.

Перекладина

Гимнастическая перекладина – стержень из стали, закрепленный на вертикальных стойках. Упражнения на перекладине входят в программу мужских соревнований по спортивной гимнастике.

В ходе выступления гимнаст должен продемонстрировать различные виды хватов, висов, вращений и перелетов. Перелет включает в себя фазу полета. Чтобы выполнить упражнение, гимнаст отпускает гриф, исполняет в воздухе акробатический элемент и возобновляет контакт с турником. Как и все гимнастические упражнения, выступление на перекладине завершают соскоком.

Брусья (параллельные)

Мужская спортивная гимнастика включают в себя еще один снаряд – брусья. Жерди расположены параллельно друг, на одинаковой высоте от пола. В этом заключается принципиальное отличие мужских брусьев от женских.

Упражнения на брусьях объединяет элементы из разных структурных групп. Программа гимнаста включает в себя различные статические положения (углы, стойки на руках, горизонтальные упоры) и всевозможные махи, сальто, вращения. Обязательная концовка – эффектный соскок.

Гимнастическое бревно

Гимнастическое бревно представляет собой горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров. Состязания на бревне входят в женскую программу соревнований.

Выступление гимнастки состоит из трёх этапов: подъём на снаряд, работа на бревне и завершающий соскок. Итоговая оценка учитывает сложность всех трех этапов. Выступая на бревне, гимнастка выполняет всевозможные акробатические элементы, прыжки, повороты. Вся программа длится от 1 до 1,5 минуты.

Разновысокие брусья

Разновысокие брусья – спортивный снаряд, который состоит из двух жердей, установленных на разной высоте. Применяют в спортивной гимнастике для соревнований среди женщин.

По сути, брусья разной высоты, представляют собой две «перекладины» из мужской гимнастики. Одна перекладина находится выше (241 см), другая ниже (161 см). Расстояние между перекладинами составляет от 130 до 180 см. Сами брусья отличаются от турника большим диаметром жерди и ее материалом (дерево, вместо стали).

До середины прошлого века расстояние между жердями было небольшим. Такой снаряд не позволял гимнасткам исполнять сложные полетные элементы. В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличили. Благодаря чему гимнастки расширили арсенал акробатических элементов.

На протяжении следующих двух десятилетий тенденция продолжалась. Брусья раздвигали – спортсменки увеличивали количество комбинаций и сложность выполняемых упражнений. Гимнастки стали использовать мужскую технику, исполняли большие обороты и сложные перелеты с одной жерди на другую.

Выступление гимнасток до середины 80-х еще можно называть программой на брусьях. К началу 90-х годов концепция соревнований полностью изменилась. Современные разновысокие брусья, по факту представляют собой соревнование на двух перекладинах.

Спортивная гимнастика

Разновысокие брусья – по сути, две «перекладины» из мужской гимнастики.

Вольные упражнения в спортивной гимнастике

Вольные упражнения – это комбинация акробатических элементов и связок, выполняемых на ковре, входит в программу мужских и женских соревнований по спортивной гимнастике.

Гимнастический ковер – квадратный помост, размерам 12 на 12 метров, предназначен для смягчения приземления спортсмена при выполнении прыжков. Ковер изготовлен из специального амортизирующего материала и имеет покрытие, исключающее ожоги кожи при трении об его поверхность.

Акробатические элементы включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие гимнастические упражнения. Обязательным элементом вольных упражнений является «акробатическая связка» – серия прыжков и кульбитов, выполняемых по диагонали ковра от одного угла до другого.

В женскую программу входят также танцевальные па, схожие с упражнениями из художественной гимнастики. Это единственный раздел спортивной гимнастики, выполняемый под музыку. Программа вольных упражнений длится 90 секунд у женщин, 70 у мужчин.

Опорные прыжки

Опорный прыжок – это прыжок с использованием дополнительной опоры для отталкивания руками. Опорные прыжки входят в программу мужских и женских соревнований по спортивной гимнастике.

При исполнении прыжка, гимнаст разбегается, затем отталкивается при помощи пружинящего мостика, совершает прыжок и производит дополнительное отталкивание руками от специального спортивного снаряда. В ходе прыжка спортсмен выполняет акробатические элементы (сальто, пируэты, вращения и др.).

Судьи оценивают сложность акробатических элементов. Особое внимание уделяют приземлению. Падение или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению оценки. В финале Олимпийских игр гимнасты выполняют два прыжка.

До 2000 года прыжковые упражнения выполняли через гимнастического коня. В начале XXI века произошла эволюция спортивного снаряда. Теперь гимнасты прыгают через специальный снаряд – «прыжковый стол» или «язык».

Спортивная гимнастика

Прыжковый стол – «язык».

Специальный гимнастический снаряд для опорного прыжка.

Регламент Олимпийских соревнований

На Олимпийских играх соревнования по спортивной гимнастике проходят в два этапа: квалификация и финал.

Квалификационный раунд

Квалификацию проводят в течении одного дня. В Токио мужскую квалификацию провели 24 июля, женскую 25 июля.

Читать статью  Прокачай себя сам: ТОП-10 спортивных тренажеров

На этапе квалификации проводят отбор финалистов во все дисциплины спортивной гимнастики. Каждый спортсмен отрабатывает свои снаряды. Гимнаст, участвующий в многоборье, выполняет упражнения на всех снарядах.

Финальные соревнования

Финальная часть разбита на несколько дней. Через два дня после квалификации проводят финал командного многоборья. Еще через два дня – финал личного многоборья. Через несколько дней разыграют олимпийские награды в остальных дисциплинах спортивной гимнастики: вольные упражнения, снаряды, опорный прыжок.

Состав и количество финалистов определяют по итогам квалификации. В финальную часть соревнований проходят:
8 гимнастов – на каждом гимнастическом снаряде (не более двух спортсменов из одной страны);
8 команд – для участия в командном многоборье;
24 спортсмена – для участия в личном многоборье (не более двух от одной страны).

Ограничения

В спортивной гимнастике установлено, неприятное для спортсменов, правило – «третий лишний». Оно ограничивает количество спортсменов из одной страны в личных соревнованиях. Приведу пример.

На Олимпиаде в Токио прошли квалификационные соревнования среди женщин. Чемпионка Европы в личном многоборье, российская гимнастка Виктория Листунова, на этапе квалификации заняла шестое место в личном многоборье. Казалось бы, у Виктории есть все шансы побороться за олимпийскую медаль. Но в финальную часть соревнований по личному многоборью Листунова не прошла. Дело в том, что на четвертой и пятой позиции расположились еще две российские гимнастки: Ангелина Мельникова и Владислава Уразова.

Подобная ситуация сложилась в квалификационном отборе на брусьях у женщин. Сразу четыре российских гимнастки вошли в восьмерку сильнейших. Но финальную часть соревнований прошли только 2 россиянки.

Гимнастическое многоборье

Многоборье объединяет все дисциплины спортивной гимнастики. Поэтому многоборье еще называют – абсолютным первенством, а победителя абсолютным чемпионом.

Мужское первенство

Мужское многоборье включает в себя 6 дисциплин: соревнования на коне, кольцах, брусьях, перекладине, а также вольные упражнения на ковре и опорный прыжок. На Олимпийских играх соревнования проходят между командами и в личном зачете.

Командное многоборье

До 2016 г, включительно, команда состояла из 5 спортсменов. В 2021 году команду гимнастов сократили до 4 человек.

Квалификация. На этапе квалификации от каждой команды, на каждом снаряде может выступать 3 или 4 спортсмена. По окончании квалификации выбирают результаты трех лучших спортсменов. Все заработанные баллы суммируют и определяют финалистов – восемь команд.

Финал командного многоборья проводят через день после квалификации. Все баллы, набранные на предварительном этапе, аннулируют.

Финал. В команде 4 гимнаста. На каждом снаряде, от каждой команды выступают 3 гимнаста (на усмотрение тренера). Например, на коне может выступать одна тройка, а на перекладине оного гимнаста меняют на другого.

Таким образом, в командном многоборье выполняют 18 упражнений – по 3 упражнения на 6 снарядах: конь, кольца, брусья, перекладина, опорный прыжок, ковер. Все заработанные баллы суммируют и определяют команды победителей.

Личное многоборье

Финал личного многоборья проводят два дня спустя. Все гимнасты поочередно выполняют упражнение на одном снаряде, затем переходят на другой. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем суммируют общий балл за шесть упражнений и объявляют абсолютного чемпиона по спортивной гимнастике.

Женская программа

Правила соревнований совпадают с мужским регламентом. Программа женского спортивного многоборья состоит из 4 гимнастических упражнений:
бревно,
разновысокие брусья,
вольные упражнения,
опорные прыжки.

Спортивная гимнастика в XXI веке – мировые лидеры

Продолжая советские традиции, российские гимнасты до конца прошлого века удерживали лидерство в спортивной гимнастике. XXI век изменил расстановку сил в этом виде гимнастки.

Последнее десятилетие основная борьба проходит между спортсменами 5 стран: Китая, России, Японии, США, Англии. Борьбу за медали также навязывают бразильские, немецкие, турецкие, греческие, итальянские и корейские гимнасты.

Мужские команды

Мужская спортивная гимнастика на Олимпийских играх 2012 года принесла первое место китайским гимнастам (3 золотых медали). В 2016 году общекомандный зачет среди мужских команд возглавили Англия и Япония (по 2 золотых медали). В 2021 лидерство среди мужчин разделили Китай и Япония (по 2 золота).

На Олимпийских играх в Токио мужская сборная России завоевала самую престижную награду спортивной гимнастики – олимпийское золото в командном многоборье. Для России, это первая (и пока единственная) золотая медаль в мужских соревнованиях, начиная с 2004 года.

Более удачно для России складываются чемпионаты Мира и Европы. Самый громкий успех – чемпионат мира 2019 года. Мужская сборная России по спортивной гимнастке завоевала 3 золотых медали и возглавила командный зачет. В апреле 2021 года российские гимнасты в очередной раз подтвердили свое превосходство на европейском уровне. Прошедший чемпионат Европы принес мужской команде России 3 золотых медали из 6 возможных, плюс 4 серебра.

Российские гимнасты Никита Нагорный, Артур Далалоян, Давид Белявский, Денис Аблязин входят в число сильнейших гимнастов последнего десятилетия.

Женские соревнования

Среди женских команд выделяется превосходство США. В 2012 году американки выиграли три золотых медали, в 2016 четыре из шести возможных. Российские гимнастки с каждой Олимпиады привозят одну золотую медаль. Две Олимпиады подряд олимпийское золото для России выигрывала Алия Мустафина.

На Олимпийских играх в Токио основная борьба в женских соревнованиях по спортивной гимнастике развернулась между США и Россией. В 2021 году американки забрали 6 медалей, из них 2 золотые. Российские гимнастки привезли на родину четыре медали (1 золото, 1 серебро, 2 бронзы).

Как и наши мужчины, девушки выиграли олимпийское золото в командном многоборье. На первую ступень олимпийского пьедестала поднялись: Ангелина Мельникова, Виктория Листунова, Владислава Уразова, Лилия Ахаимова.

Постскриптум

«Боги подарили людям два вида искусств – музыку и гимнастику», – слова принадлежат Платону, древнегреческому философу. В наше время гимнастика действительно превратилась в спортивное искусство. Это отражает современная программа летних Олимпийских игр . В 1984 году у спортивной гимнастики появилась сестра – художественная гимнастика.

«Сердце проваливается от страха» Сложнейшие элементы и постоянный риск: как гимнастика стала самым опасным видом спорта?

Женская спортивная гимнастика в 1950-е и сегодня — это два разных вида спорта. Элементы, которые позволяли выигрывать Олимпийские игры 70 лет назад, теперь являются базой для девочек дошкольного возраста. В каждом поколении спортсменок находились те, кто толкал спорт вперед, решался на новые, опасные элементы, рисковал здоровьем ради достижений. Смелость спортсменок пугала и восхищала весь мир. Причем больше всего бунтарок воспитала именно советская школа. Что же на самом деле способствовало столь бурному развитию гимнастики и какую роль в этом сыграл СССР, «Лента.ру» разбиралась вместе с чемпионкой Европы 2014 года Марией Харенковой и олимпийской чемпионкой 1956 и 1960 годов Лидией Ивановой.

Такая разная гимнастика

Это — запись победного выступления польской гимнастки Хелены Ракочи на чемпионате мира в Базеле в 1950 году. Всего на том турнире она завоевала четыре золотые награды, выиграв во всех видах программы, кроме брусьев. На этом снаряде Ракочи стала третьей. Спустя четыре года на первенстве мира в Риме полька взяла бронзу в абсолютном первенстве. Кроме того, спортсменка дважды участвовала в Олимпиаде (1952 и 1956). Высшими ее достижениями на Играх являются третье место в групповых упражнениях с предметом (ныне как вид программы не существует) и пятое место на брусьях.

А это — вольные упражнения лидера сборной России, олимпийской чемпионки Токио-2020 Ангелины Мельниковой. Золото спортсменка завоевала в составе команды, а в личном многоборье взяла бронзу. Кроме того, на прошедшем спустя несколько месяцев после Игр первенстве мира Мельникова стала абсолютной чемпионкой.

Между съемками этих видео прошел 71 год. Удивительно, насколько отличается трудность программ лучших спортсменок мира разных времен. За несколько десятилетий женская спортивная гимнастика изменилась до неузнаваемости. Элементы, чистое исполнение которых гарантировало победу в середине прошлого века, сегодня кажутся просто детским лепетом. Риск же, которым сопровождаются выступления современных спортсменок, не назовешь иначе как запредельным. Снаряды тоже стали другими. Но что толкало и толкает этот вид спорта вперед? Как девушки приходят к тому, чтобы пробовать новое, сложное, опасное? И какой будет гимнастика будущего?

Яркий дебют

Спортивная гимнастика вошла в программу Олимпийских игр в 1896 году. Сначала проводились соревнования только среди мужчин, а женские дисциплины добавились в 1928-м. Правда, потом их убрали на восемь лет, но с 1936-го по сегодняшний день гимнастки Игр больше не пропускали. До 1952-го женщины принимали участие только в командном первенстве, потом стали разыгрывать медали в отдельных видах и личном многоборье. Мировыми лидерами были сборные Германии, Венгрии, Чехословакии.

Женщины состязались на брусьях и бревне, в вольных упражнениях и опорном прыжке. Правда, некоторые снаряды отличались от тех, что мы привыкли видеть. Так, для опорного прыжка использовался не стол, а конь, который ставили боком к спортсменкам. Жерди брусьев располагались сильно ближе, чем сейчас. Кроме того, в 1952-м и 1956-м в программе Олимпиады были групповые соревнования с предметом

Советские гимнастки впервые выступили на международном уровне в 1952 году, на Олимпиаде в Хельсинки. Прежде сборная СССР не принимала участия в Играх и на чемпионаты мира не ездила. Соперницы не представляли, что такое гимнастика в Советском Союзе, и оказалось, что к конкуренции они не были готовы.

В Финляндии женская советская команда в составе Медеи Джугели, Екатерины Калинчук, Марии Гороховской, Нины Бочаровой, Галины Минаичевой, Галины Урбанович, Пелагеи Даниловой и Галины Шамрай выиграла командное первенство. Кроме того, Гороховская победила в личном многоборье, Калинчук — в опорном прыжке, Бочарова — на бревне. То есть гимнастки из СССР завоевали четыре золота из семи возможных. С этого момента и началась эпоха доминирования советской гимнастики на мировой арене.

Мария Гороховская до сих пор остается обладательницей наибольшего количества медалей, завоеванных женщиной на одних Олимпийских играх. В ее активе семь наград. Кроме того, она самая взрослая из всех абсолютных олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике. На момент выступления ей было 30 лет

Советские гимнастки — лучшие в мире

Отечественные спортсменки удерживали лидерство в командном многоборье четыре десятка лет — с 1952-го по 1992 год (после распада СССР на Игры в Барселону поехала Объединенная команда стран СНГ). И лишь трижды за это время золото в личном первенстве досталось не советской гимнастке. Едва ли не единственными, кто мог по-настоящему соперничать с девушками из СССР, были Вера Чаславска из Чехословакии, которая выступала в 1960-е, и румынка Надя Команечи, участвовавшая в соревнованиях в 1970-е. При этом собрать целую боеспособную команду другим странам раз за разом не удавалось.

Читать статью  Спортивные снаряжения при гимнастических упражнениях

Причина в том, что гимнастика менялась постоянно, и двигал ее вперед, как правило, именно СССР. Советский подход даже на заре гимнастики предусматривал поиск вариантов усложнения. Подтверждает это тот факт, что значительная часть авторских элементов, впервые исполненных в те годы, закреплена за спортсменками из Союза. Всеобщая доступность спорта в стране и мощная тренерская школа способствовали появлению здоровой конкуренции и длинной скамейки запасных в сборной. «Советская гимнастика была законодательницей мод. Мы направляли весь мир, поэтому всегда немного опережали соперников», — подтвердила в беседе с «Лентой.ру» Лидия Иванова, двукратная олимпийская чемпионка в команде.

Самой титулованной женщиной в истории спорта по сей день является советская гимнастка Лариса Латынина. Золотое время для нее началось в 1954 году. Всего более чем за 10-летнюю международную карьеру спортсменка девять раз выиграла Олимпийские игры, столько же раз — чемпионат мира, семь раз победила на первенстве Европы. А единственным, пожалуй, серьезным поражением для нее стало серебро абсолютного первенства на Олимпиаде в Токио в 1964-м.

При этом от ее выступления на Играх-1956 в Мельбурне впечатление у современного болельщика наверняка останется двоякое. Ведь будущая олимпийская чемпионка в опорном прыжке исполняет всего-то обычный переворот, просто с заскоком на коня.

Для сравнения, в 2021 году четырехкратной олимпийской чемпионке, американке Симоне Байлз, первой из женщин покорился уникальный прыжок с двумя сальто назад (правда, на международных соревнованиях она его пока не исполняла, зато сделала удачную попытку на тренировке перед Олимпиадой в Токио).

Simone Biles could be the first woman to attempt a Yurchenko double pike in competition, say her coaches. Only men have landed it. “It’s very, very challenging… people can get hurt… it’s a very dangerous vault,” says Biles’ coach, Laurent Landi. https://t.co/ovlrulJYIO pic.twitter.com/qQTxKeUuNk

— 60 Minutes (@60Minutes) February 15, 2021

Чемпионка Европы 2014 года в упражнениях на бревне Мария Харенкова по просьбе «Ленты.ру» посмотрела выступления Хелены Ракочи и Ларисы Латыниной. «Немного странно это видеть. Потому что такие программы сейчас выполняют дети в шесть или семь лет. У меня с точки зрения базовой сложности самыми трудными элементами были два бланжа (сальто назад — прим. «Ленты.ру») на вольных упражнениях», — объяснила спортсменка.

«Тогда и нам казалось, что мы делаем невозможное»

«Если говорить о том, какая гимнастика была в мое время и какая она сейчас, то разница, разумеется, колоссальная. Но это правильно, естественно. Сила спорта в том, что он никогда не стоит на месте, — заметила Лидия Иванова. — Некоторые из элементов, которые делали еще мы, остались и сейчас, но их можно отнести лишь к самым базовым. Например, из прыжков у нас был только обыкновенный переворот, который теперь уже ничего не стоит. Я владела переворотом вперед, переворотом вбок. Сейчас, может, наши элементы кажутся несложными, но для нас они были важны».

Ведь и мы думали, что исполняем что-то сложное. Поверьте, временами и нам казалось, что мы делаем что-то невозможное

И в это охотно верится, если учитывать условия, в которых тренировались и выступали спортсменки в 1950-е и 1960-е. Кроме того, что с того времени ощутимо изменились снаряды — стали более функциональными, очень большую роль сыграло переоборудование зала.

Олимпийская чемпионка 1956 и 1960 годов Лидия Иванова

Олимпийская чемпионка 1956 и 1960 годов Лидия Иванова

«Сегодня в распоряжении спортсменок есть поролоновая яма для тренировок. Гимнастки выполняют множество элементов с разворотами, и когда в воздухе нужно проделать такой каскад, спасает эта яма. В наше время такого и близко не было. Что говорить, не было даже настила специального для вольных упражнений. Просто тоненький ковер лежал на обыкновенном бетонном полу. Сейчас же настил называют пирогом, он амортизирует при выполнении элементов», — рассказала Лидия Иванова. То есть вместе с усложнением в гимнастике стали работать над обеспечением безопасности спортсменов. Одно без другого невозможно.

Усовершенствовались снаряды, за счет чего гимнастки получили возможность выполнять более сложные элементы

Важно и то, что спорт стал более профессиональным, занятиям стали уделять гораздо больше времени. «Тренировки у нас занимали около четырех часов в день. Двух тренировок в день не было, а сейчас уже есть и по три: до завтрака, основная нагрузочная, затем еще одна. И так каждый день. Но ведь и я, оборачиваясь назад, думаю: «Как и мы все выдерживали?»» — рассказала бывшая гимнастка.

Революция

Хотя советские спортсменки с самого начала выделялись на фоне большинства соперниц, по пути усложнения они шли все же постепенно, без рывков. Настоящая же революция случилась в начале 1970-х, она связана с именем Ольги Корбут. На Олимпийских играх-1972 в Мюнхене она соревновалась с соотечественницей Людмилой Турищевой — представительницей старой гимнастической школы. Корбут же брала атлетизмом и невероятным акробатическим мастерством. Элементы, которые демонстрировала гимнастка, прежде мир не видел. Хотя из-за ошибки Корбут осталась вне тройки призеров в абсолютном первенстве (Турищева увезла золото), сердца болельщиков были покорены.

Именно тогда в гимнастике начала постепенно меняться мода на фактуру спортсменок: женственность уступила место сухости и атлетичности

Сегодня Корбут принято вспоминать в первую очередь в связи с элементом на брусьях, так называемой петлей Корбут. Гимнастка вставала на верхнюю перекладину и делала сальто назад, цепляясь руками за ту же часть снаряда (на видео с 0:09 по 0:11). Позднее петлю Корбут запретили. Не столько из-за опасности — в попытке сохранить целостность, непрерывность программ.

При этом новое привнесла Корбут не только в упражнения на брусьях — гимнастка впервые исполнила сальто на бревне. Лидия Иванова вспоминала: «Я в это время была тренером молодежной сборной и параллельно — судьей. На Олимпиаде в Мюнхене все руководство Международного олимпийского комитета было очень удивлено, хотело запретить делать этот элемент. Но она выполняла его так легко и искусно! И хотя все остальные страны пытались от нас не отставать, они еще долго не вставляли сальто в свои программы». Сейчас оно считается относительно легким трюком.

По словам Лидии Ивановой, ключевую роль в прогрессе гимнастики сыграла смелость отечественных тренеров: Ренальда Кныша, Владислава Ростоцкого и других

«Хочу встать, а не могу»

Следующая важная веха в эволюции спортивной гимнастики связана с именем Елены Мухиной, которая выступала в конце 1970-х. Она три раза выиграла чемпионат мира и четыре — Европы.

Так, Мухина усовершенствовала петлю Корбут (добавила к ней винт) и так же на брусьях впервые сделала соскок из оборота назад в упоре на нижней жерди, лет с живота и сальто назад в группировке (на видео с 0:13 по 0:16 и 0:25 по 0:27 соответственно). Кроме того, ее имя носит элемент из вольных — двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 градусов.

Мухина должна была участвовать в Олимпиаде-1980, но во время подготовки получила тяжелейшую травму позвоночника. Спортсменка упала на тренировке во время исполнения на вольных упражнениях мужского сальто Томаса (назван в честь американца, трехкратного чемпиона мира Курта Томаса) — полтора сальто с поворотом на 540 градусов и приземлением головой вниз в кувырок. Она перенесла несколько операций, но до конца жизни осталась прикована к инвалидному креслу.

«Я разбежалась, оттолкнулась, а дальше, как во сне: вижу, к ковру, на котором я разминалась, бегут люди. Оказывается, это они ко мне все бегут. Хочу встать, а встать не могу, хотя голова ясная. Хочу рукой пошевелить — не могу. И тут откуда-то мысль: наверное, это катастрофа», — вспоминала гимнастка после.

Смелость Мухиной отметил Международный олимпийский комитет. В 1982 году президент организации Хуан Антонио Самаранч вручил ей олимпийский орден

Сейчас любые элементы, приземление в которых происходит не на ноги, а в кувырок, запрещены.

Мощное наследие

Вместе с Мухиной чемпионат мира-1978 в команде выиграла Наталья Шапошникова. Она тоже вошла в историю — как первая гимнастка, исполнившая на брусьях перелет с нижней жерди на верхнюю. Элемент получил имя гимнастки и на сегодня остается одним из самых сложных в этом виде программы. Самым успешным стартом в карьере Шапошниковой стала Олимпиада в Москве, где спортсменка победила в составе команды и в опорном прыжке, а также взяла две бронзовые награды — на бревне и в вольных упражнениях.

Мария Харенкова назвала «Шапошникову с поворотом» одним из элементов, с которым ей было тяжелее всего справляться

Еще один элемент, прочно закрепившийся в современной гимнастике, — прыжок Юрченко. Именно он, только сильно усложненный в исполнении Симоны Байлз, упоминался выше в сравнении с победным прыжком Ларисы Латыниной. Назван он в честь Натальи Юрченко — трехкратной чемпионки мира 1983 года.

Чемпионка мира 1983 года Наталья Юрченко

Чемпионка мира 1983 года Наталья Юрченко

Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Этот тип прыжков отличался от известных прежде всего тем, что начинался с рондата (бокового переворота с поворотом с промежуточной опорой на руки) перед наскоком на мостик. Уже на снаряде исполнялся фляк (переворот назад, осуществляемый с толчка с ног), а в полете — сальто. За этот элемент Юрченко не раз получала наивысшую по старой шкале оценку — 10 баллов. Правда, Олимпийских игр в карьере Натальи не случилось: она готовилась к соревнованиям 1984 года, но СССР бойкотировал турнир.

Модификацию прыжка Юрченко называют «Аманар» в честь румынки Симоны Аманар, которая в конце 1990-х смогла исполнить 2,5 винта вместо двух

На Юрченко список отчаянно смелых советских спортсменок, конечно, не заканчивается. Однозначно стоит упоминания пятикратная олимпийская чемпионка Нелли Ким, которая выступала в 1970-е. Она первой сделала двойное сальто в вольных упражнениях и опорный прыжок Цукахара (заход — рондат, далее сальто назад) с поворотом на 360 градусов. А в конце 1980-х на весь мир гремело имя двукратной победительницы Игр Елены Шушуновой, которая придумала собственный элемент на вольных упражнениях — шушку (прыжок вверх с перемахом ног и приземлением в упор лежа).

Из советских спортсменок мне больше всего нравятся Ольга Корбут, Наталья Шапошникова и Наталья Юрченко, потому что они подарили гимнастике много новых элементов

Последними звездами мировой гимнастики советской закалки стали Светлана Хоркина, чемпионка Игр 1996 и 2000 годов, Елена Замолодчикова, которая на Олимпиаде-2000 выиграла два золота, и Елена Продунова — серебряный призер тех же Игр. В активе Замолодчиковой первый в истории прыжок Цукахара с поворотом на 720 градусов и уникальный наскок на бревно. Хоркина привнесла в гимнастику сразу семь новых элементов: три на брусьях и по два в опорном прыжке и на бревне. Продунова же придумала по одному элементу для опорного прыжка, вольных и бревна.

Читать статью  Тренировки на улице: как найти место и с каких упражнений начать

Наиболее известная и титулованная отечественная гимнастка следующего поколения — Алия Мустафина, двукратная олимпийская чемпионка на брусьях. Золотые награды она завоевала в Лондоне в 2012 году и в Рио-де-Жанейро в 2016-м. Она также три раза выигрывала чемпионат мира, в том числе в личном многоборье. Ей принадлежат два новых элемента: три поворота с ногой в вертикальном шпагате на вольных и соскок на брусьях — два сальто назад в группировке с поворотом на 540 градусов.

Олимпийская чемпионка 2012 и 2016 годов Алия Мустафина

Олимпийская чемпионка 2012 и 2016 годов Алия Мустафина

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

И хотя доминирование отечественных спортсменок на мировой арене фактически закончилось с распадом Советского Союза (на первые роли вышли США, Румыния, Китай), постепенно позиции удается вернуть. На Играх в Токио Ангелина Мельникова, Лилия Ахаимова, Владислава Уразова и Виктория Листунова выиграли для страны первую с 1992 года золотую медаль в команде.

«У брусьев сердце проваливалось в преисподнюю страха»

Вообще, чтобы наглядно и максимально просто показать прогресс в спортивной гимнастике, нужно даже не видео подобрать, а нарисовать кривую страха.

Так, Лидия Иванова, чья карьера пришлась на 1950-е и 1960-е, рассказала: «Конечно, мы делали не такие сложные элементы, шла какая-то постепенность обучения. Ты делаешь какой-то элемент на брусьях и постоянно его оттачиваешь и совершенствуешь. Поэтому чувство страха в нас не воспитывалось. Была какая-то гарантия безопасности от правильного исполнения того или иного элемента. Мы не боялись до такой степени, как нынешние гимнастки».

Но уже выступавшая в 1970-е Ольга Корбут свои чувства во время исполнения отдельных элементов описывала так: «Петли я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, я всегда, до самого последнего дня в спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость», — писала она в автобиографии.

Если не сделаешь сейчас, не сделаешь никогда. Перебори боязнь и боль. Ты обязана перебороть и увидишь, как это здорово — перебороть себя

А олимпийская чемпионка-2020 Ангелина Мельникова в интервью «Ленте.ру» и вовсе признавалась: «На тренировках страшно каждый день. Во-первых, мы исполняем очень сложные элементы, а во-вторых, гимнастика — настолько травмоопасный вид спорта, что мы просто не знаем, когда что-то случится. Страшно постоянно!»

Что дальше?

«Если говорить о том, чем наша гимнастика похожа на нынешнюю, то это, конечно, эмоции, — заметила Лидия Иванова. — Исполнительское мастерство гимнасток складывается из правильного овладения техникой элемента и артистичности, благодаря которой зритель не замечает напряжения. Это такая мобилизация всех сил, преодоление себя».

Также, по ее словам, нужно обратить внимание на хореографию, которая лежала в основе классической гимнастики и остается в выступлениях многих сильнейших спортсменок сейчас. «Сегодня хореография уже менее актуальна в силу сложности упражнений, времени на нее не хватает. Но те, у кого видна хореографическая подготовка на вольных упражнениях, от этого только выигрывают», — подчеркнула двукратная олимпийская чемпионка.

Четырехкратная олимпийская чемпионка 2016 года Симона Байлз

Четырехкратная олимпийская чемпионка 2016 года Симона Байлз

Фото: Claude Diderich / ZUMA Press / globallookpress.com

То есть спортивная гимнастика за 70 лет прошла путь от смеси балета с физкультурой до одного из самых опасных видов спорта, сохранив изначальную эстетику. И конца этому пути не видно. «Сложно найти величину, которая бы измерила, как перевоплотилась и усложнилась гимнастика. Что будет дальше, уму непостижимо. Самое ценное, что мы наблюдаем прогресс в элементах, но борьба за качество остается прежней», — добавила Лидия Иванова.

Никогда не стоял вопрос о том, чтобы убрать спортивную гимнастику из олимпийской программы, потому что это настоящий, зрелищный спорт!

Гимнастика действительно продолжает развиваться, и это заметно даже неподготовленному человеку. Например, сегодня одной из самых прогрессивных гимнасток с точки зрения акробатики, самого зрелищного компонента, является не раз упомянутая прежде Симона Байлз. Американка уже показала миру четыре авторских элемента. Возможно, на Олимпиаде в Токио она планировала удивить еще чем-нибудь, однако с большинства соревнований ей пришлось сняться из-за психологических проблем. Тем не менее о завершении карьеры Байлз пока не думает.

«Она всегда сначала говорит: «Окей, но нет. Я сделаю это, но не думаю, что у меня получится исполнить это на старте». А потом по чуть-чуть она понимает, что вообще-то способна сделать это. И когда начинает верить в себя, то ничто не может ее остановить», — рассказывала о спортсменке ее тренер Сесиль Ланди.

При этом далеко не все авторские элементы, которые появились в тот или иной период истории, остаются востребованными. «Правила в гимнастике меняются каждые четыре года, поэтому меняются и элементы», — пояснила Мария Харенкова. Именно это мотивирует гимнасток толкать спорт вперед.

Получается, что вся история гимнастики, по сути, об одном: предела человеческих возможностей не существует.

Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.

Содержание

История спортивной гимнастики

Гимнастические упражнения входили в систему физического воспитания ещё в Древней Греции, служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх. С конца XVIII — начала XIX века в западноевропейских и русской системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки. Во 2-й половине XIX века в ряде стран Западной Европы стали проводиться соревнования по некоторым видам гимнастических упражнений. Первые состязания в России состоялись в 1885 году в Москве.

В 1881 году создана Международная федерация гимнастики. С 1896 года спортивная гимнастика включена в программу Олимпийских игр, с 1928 года в Олимпийских играх участвуют женщины. С 1903 года проводятся чемпионаты мира (до 1913 — раз в 2 года, с 1922 — раз в 4 года), с 1934 в чемпионатах участвуют женщины.

В 1-й половине XX века наибольших успехов в Олимпийских играх и чемпионатах мира добились гимнасты Чехословакии, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Финляндии, Венгрии, Югославии, США.

История спортивной гимнастики в России

Спортивная гимнастика в дореволюционной России

Спортивная гимнастика в СССР

В СССР развитие спортивной гимнастики в 1920-е годы связано с осуществлением Всевобуча. 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 году в рамках Всесоюзной спартакиады в Москве; 2-й — с участием женщин — в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

Становление и развитие спортивной гимнастики в СССР связано с именами таких педагогов и тренеров, как В. В. Соколовский, Г. С. Егнатошвили, Б. Н. Астафьев, А. С. Бакрадзе, М., Л. П. Орлов, Н. Н. Миронов и др., спортсменов М. В. Тышко, Т. А. Демиденко. Е. А. Боковой, Г. Н. Урбанович, Г. В. Рцхиладзе, М. Д. Дмитриева, А. М. Ибадулаева, Н. П. Серого и др.

В 1937 году советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 году Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 1930-х годов как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх, с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Спортивная гимнастика на постсоветском пространстве

См. также

Ссылки

  • Спортивная гимнастика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Спортивная гимнастика» в других словарях:

Спортивная гимнастика — Спортивная гимнастика. СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА, один из основных видов спорта. Включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

спортивная гимнастика — сущ., кол во синонимов: 2 • гимнастика (15) • спорт (224) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА — один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин). Основы современной спортивной гимнастики заложены … Большой Энциклопедический словарь

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья обязательные и произвольные упражнения: для женщин на брусьях разной высоты,… … Большая советская энциклопедия

спортивная гимнастика — один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин). Основы современной спортивной гимнастики… … Энциклопедический словарь

спортивная гимнастика — sportinė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto šaka, pasižyminti gimnastikos fizinių pratimų įvairove ir sudėtingumu. Sportinė gimnastika apima laisvuosius pratimus (judesius rankomis, liemeniu, galva, kojomis,… … Sporto terminų žodynas

Спортивная гимнастика на Олимпийских играх — Соревнования по спортивной гимнастике на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Перво … Википедия

Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1896 — Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1896 … Википедия

Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1904 — Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1904 … Википедия

Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1908 — Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1908 … Википедия

Источник https://sportcalorie.ru/historia/sportivnaya-gimnastika

Источник https://lenta.ru/articles/2021/12/05/gymnastics_changes/

Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/193467

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: