Самопомощь при панических атаках
Об эффективных методах самопомощи при панических атаках, о том, как они работают, и роли психотерапии рассказывает психотерапевт со стажем более 14 лет Краилина Ирина Сергеевна.
Человек, который пережил приступ паники впервые, думает, что с ним произошло нечто необыкновенное, ужасное, катастрофическое.
Многие мои пациенты, когда осваивают способы владения эмоциями, мыслями и телом, восклицают: «Ах, если бы тогда, когда это случилось впервые, кто-то мне сказал, что это хорошо известное врачам и психологам расстройство, что это лечится, а самое главное — от него не умирают!»
Ведь тогда, в самом начале, была одна самая страшная мысль, которая черной тучей закрывала всё на свете: «Никто не знает, что со мной. Я умру».
Поэтому первую помощь человек пытается получить, вызывая скорую медицинскую помощь, или отправляется к терапевту или кардиологу.
Многие пытаются вести самостоятельную борьбу с этим расстройством, ищут рекомендации и советы, как избавиться от панических атак. Обычно в интернете. Информации там много, зачастую она разрознена и противоречива.
Поэтому я постараюсь систематизировать информацию по рекомендациям и способам самопомощи и расскажу о преимуществах психотерапии.
Для желающих глубже понять тему в статье есть блоки «Подробнее»: на них нужно кликнуть/нажать, чтобы появилась дополнительная информация. Если ваша цель — узнать только о методах самопомощи, просто читайте обычный шрифт.
Подробнее о механизме развития и симптомах панических атак
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
Паническая атака — это непредсказуемый приступ острейшей тревоги (паники) с телесными симптомами, за которые отвечает вегетативная нервная система (далее ВНС).
Схема 1. Как работает вегетативная неврная система (ВНС)
У отдельного человека эти симптомы могут быть представлены в полном объеме или частично:
- сердцебиение;
- подъем артериального давления;
- частое поверхностное дыхание;
- чувство удушья, стеснения в груди;
- мурашки;
- похолодание конечностей;
- головокружение;
- бледность;
- потливость;
- позывы на дефекацию;
- тошнота;
- дрожь в руках.
Эти симптомы являются проявлением вегетативных кризов (симпатико-адреналового, вагоинсулярного или смешанного). Часто атака сопровождается страхом смерти, утраты контроля или сумасшествия, а также чувством нереальности происходящего или измененности собственного Я.
Длятся минуты, заканчиваются отхождением большого количества светлой мочи. Человек чувствует себя разбитым, опустошенным.
Вегетативные кризы могут быть проявлением некоторых соматических заболеваний (эндокринной, сердечно-сосудистой системы), могут возникать при беременности, приеме некоторых медикаментов, случаются как единичные эпизоды на фоне переутомления, злоупотребления алкоголем.
Когда врачи исключили соматическую патологию, а панические атаки повторяются, правильнее называть это паническим расстройством.
Почва для повторения панических атак — это особая форма мышления (когда тревожные черты сочетаются с перфекционизмом, потребностью всё контролировать) плюс нестабильность вегетативной нервной системы (то, что раньше врачи называли вегетососудистой дистонией).
После первого приступа паники человек находится в постоянном тревожном ожидании его повтора. Малейшее неприятное ощущение в теле или просто мысль способна запустить каскад сомато-вегетативных реакций, которые поддерживают и усиливают друг друга по механизму замкнутого порочного круга и приводят к панике.
Чтобы наглядно объяснить, как работают разные методы самопомощи, рассмотрим человека как целостную систему и выделим 4 компонента:
- тело человека;
- его эмоции;
- мысли;
- внешнее окружение, с которым он взаимодействует.
Эти компоненты взаимодействуют между собой, влияют друг на друга.
Пример взаимодействия тела, эмоций, мыслей и окружения
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
Например, поддержка окружения, семьи, дает уверенность (мысль), что помощь будет оказана в любом случае. Временно снижается уровень тревоги (эмоции) и вегетативные симптомы уходят (тело). Беда в том, что поддержка окружения не избавляет от панического расстройства насовсем. Она лишь поддерживает убеждение, что самому справиться с расстройством не под силу.
Самопомощь при панических атаках: тело
Больше всего встречается рекомендаций-советов по самопомощи в отношении тела:
- интенсивная зарядка по утрам и (или) физическая нагрузка при первых признаках тревоги;
- длительные прогулки на свежем воздухе;
- глубокое спокойное дыхание, или «диафрагмальное дыхание», или «дыхание животом», другие виды дыхательной гимнастики;
- отказ от алкоголя и стимуляторов;
- контрастный душ;
- достаточный сон;
- обильное теплое питье;
- лекарственные препараты, фитотерапия, гомеопатия;
- иглоукалывание.
Отдельно нужно сказать о способах прицельной активации парасимпатического отдела ВНС и снижения частоты сердечных сокращений путем вызывания специфических рефлексов:
- по Ашнеру — закрыть глаза и подушечками больших пальцев рук интенсивно надавливать на глазные яблоки 15–20 секунд;
- рефлекс «ныряющей собаки» — задержать дыхание и погрузить лицо в таз с ледяной водой;
- рефлекс Вальсальвы — натужиться на высоте глубокого вдоха;
- вызвать рвотный рефлекс (позывы на рвоту, но не саму рвоту) — надавить на корень языка.
Внимание! Эти действия противопоказаны при следующих состояниях:
- выраженная боль в груди;
- одышка и кашель с пенистой мокротой;
- резкая слабость, снижение артериального давления;
- судороги, нарушения чувствительности и движений в конечностях.
- потеря сознания.
Эти методы работают «через тело» — затрагивают вегетативную нервную систему по одному из трех механизмов:
- Способствуют разрядке в ее симпатическом отделе.
- Активируют парасимпатический отдел.
- Гармонизируют, стабилизируют их деятельность.
Как некоторые методы самопомощи влияют на ВНС
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
- Например, интенсивная физическая нагрузка дает выход напряжению в симпатическом отделе вегетативной нервной системы — позволяет «спустить пар».
- Глубокое дыхание, вызывание вагусных рефлексов стимулирует парасимпатическую систему, которая является антагонистом симпатической, таким образом балансирует ее.
- Отказ от стимуляторов позволяет избежать избыточного напряжения симпатического отдела.
- Контрастный душ балансирует оба отдела.
- Достаточные прогулки и сон способствуют восстановлению собственных сил и ресурсов организма.
Самопомощь при панических атаках: окружение
В отношении того, как близким вести себя в такой ситуации, нужно сказать следующее: не стоит полностью освобождать страдающего паническим расстройством от домашних дел, создавать ему «тепличные» условия, ограждая от любых эмоциональных переживаний. Это лишь усилит тревожный настрой человека. А при длительном страдании может стать даже условно-привлекательным для пациента и частично препятствовать выздоровлению.
Словом, забота должна быть умеренной и не навязчивой.
Самопомощь при панических атаках: мысли и эмоции
Рекомендации относительно мыслей и эмоций:
- переключить мысли с помощью отвлекающих действий;
- пересмотреть свое отношение к здоровью и смерти;
- определить, с какой мысли всё началось, и доказать себе абсурдность этой мысли;
- убедить себя, что с паническим расстройством можно жить;
- медитировать;
- вести дневник;
- прочесть молитву.
Можно заметить, что некоторые методы самопомощи затрагивают и тело, и эмоции, и мысли. Например, медитация. Выполнение сложных дыхательных техник не только стимулирует парасимпатический отдел ВНС, но и изменяет газовый состав крови, переключает внимание.
Изменения в одной сфере влекут изменения в другой. Например, мысли-воспоминания о приятном событии вызывают приятные эмоции.
Зачем при панических атаках нужна психотерапия
Если с телом всё более-менее понятно и рекомендации даются конкретные, то с эмоциями и мыслями не всё так просто. С одной стороны, рекомендации более абстрактные, а с другой стороны, могут даже вызывать отторжение:
- Как это вдруг взять и изменить мышление?
- Как изменить эмоции, если накрывает волна страха?
- И как воздействовать на окружение, кроме как искать помощи?
Именно в этом и помогает психотерапия.
Техники эриксоновского гипноза, например, помогают избавиться от тревоги и страха. Когнитивно-поведенческая терапия через изменения в мыслительном процессе или в поведенческих схемах также избавляет от панических атак. Краткосрочная стратегическая психотерапия вносит изменения в ключевые точки системы отношений и позволяет добиться результата в короткие сроки. Наилучший результат зачастую дает комбинация нескольких методик, подобранная индивидуально.
Психотерапевт — посредник, который помогает «навести мосты» между собственным телом, эмоциями, мыслями; выстроить отношения с окружающими.
Как ребенку выводить первые буквы помогает взрослый, так и психотерапевт помогает клиенту:
Невроз глотки и гортани
Невроза гортани и глотки как нозологической единицы не существует. Так обычно называют упорные ощущения: ком в глотке, судороги. Врачи Юсуповской больницы проводят комплексное обследование пациентов, которые обращаются с жалобами на напряжение мышц горла, устанавливают причину и вид невроза.
Глобальные или частичные изменения чувствительных рецепторов слизистых оболочек, которые вызывают невроз глотки, возникают вследствие нарушения нейромедиаторной связи, инфекционных заболеваний. Самой распространённой причиной невроза гортани является остеохондроз шейного отдела позвоночника. Ком в горле при неврозе может ощущаться вследствие воздействия следующих факторов:
- Воспалительных заболеваний ЛОР-органов;
- Атрофии клеток слизистой гортани;
- Нарушения работы центральной нервной системы;
- Переутомления.
Лечение пациентов, у которых имеют место симптомы невроза горла, в Юсуповской больнице проводят современными лекарственными средствами и методами психотерапии. Врачи индивидуально подбирают схему лечения. Медицинский персонал уважительно относится к психологическим проблемам пациентов.
Виды невроза глотки
Существуют 3 формы невроза глотки:
- Анестезия;
- Гиперестезия;
- Парестезия.
Анестезия глотки проявляется снижением или отсутствием чувствительности горла и нарушением акта глотания. Заболевание развивается у пациентов, страдающих новообразованиями головного мозга, сифилисом, истерическим неврозом. У пациента может произойти аспирация пищи или слюны в дыхательные пути и развиться аспирационная пневмония.
Гиперестезия глотки сопровождается повышением глоточного и рвотного рефлекса. У пациента возникает кашель, он пытается откашлять несуществующую мокроту. Этот вид невроза горла может развиться после сильного стресса или хронического заболевания глотки или гортани. У пациентов возникает спазм, чувство першения и боль в горле. Он может ощущать «царапание» поверхности гортани.
Парестезия глотки возникает под воздействием стресса. Пациенты ощущают першение, зуд и наличие «комка» в горле. Заболеванию подвержены женщины, пребывающие в климаксе, впечатлительные и раздражительные люди.
Симптомы невроза горла у взрослых и детей
Невроз горла характеризуется стабильно выраженными симптомами, которые отличаются в зависимости от типа заболевания. Основными проявлениями болезни являются оцепенение тканей, ослабление глотательного рефлекса. Заболевание сопровождается сильными болями во всем теле. У пациентов может повышаться чувствительность твёрдых тканей зубов.
Невроз горла проявляется следующими основными симптомами:
Чувством нехватки кислорода даже после глубокого вдоха
Ощущением кома в горле, который не проходит после приёма жидкости
Сухостью в гортани
Спазмом бронхов, который сопровождается рвотным рефлексом и не купируется бронхолитиками
Першением, зудом, болью в горле, усиливающимися в момент наибольшего раздражения
Болью в области шеи
Простреливающей болью в ухе
Симптомы невроза горла усугубляются, когда человек находится в пыльном или задымленном месте. Повышение рефлекторных реакций приводит к рвотному спазму при надсадном сухом кашле.
Симптомы невроза горла усиливаются при возбуждении, раздражительности, психоэмоциональной лабильности, приступе мигрени. У пациентов снижается мыслительная и физическая и активность.
Ком в горле при неврозе провоцирует возникновение дополнительных симптомов:
- Перепадов настроения;
- Нарушений режима сна и бодрствования;
- Снижения аппетита;
- Ипохондрии;
- Проявлений депрессии;
- Страха задохнуться.
Особенно сложно диагностировать невроз горла у детей, поскольку они подвержены простудными заболеваниями, симптоматика которых сходна по симптоматике с проявлениями невроза глотки и гортани.
Под действием провоцирующих факторов нарушается функция несформировавшейся нервной системы ребёнка, что приводит к потере нейронных связей между активными клетками слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Дети психоэмоционально незрелые. Они остро реагируют на все раздражающие факторы психогенного характера.
По этой причине невроз горла у детей нередко сопровождается соматической патологией. У ребёнка может нарушиться сон, повыситься эмоциональность. Дети могут проглатывать целые куски пищи, что приводит к нарушению работы органов пищеварении. Иногда у детей, страдающих неврозом горла, появляется осиплость голоса или афония (полное отсутствие голоса при сохранении шепотной речи).
Диагностика невроза горла в Юсуповской больнице
Для того чтобы установить причину невроза горла врачи Юсуповской больницы проводят комплексное обследование пациента. С помощью рентгенографии шейного отдела позвоночника выявляют или исключают остеохондроз. Более точную информацию получают после компьютерной томографии позвоночника. Пациентам проводят лабораторные исследования (общий и биохимический анализы крови, уровень гормонов щитовидной железы).
Для того чтобы исключить органическую природу заболевания, врачи выполняют магнитно-резонансную и компьютерную томографию горла. Комплексное обследование включает ультразвуковую допплерографию сосудов головного мозга и шеи, электромиографическое исследование. Пациентов консультирует отоларинголог, невролог, вертебролог, врач-психотерапевт.
Лечение невроза горла
Симптомы невроза глотки и гортани нарушают качество жизни пациентов. На начальной стадии заболевания проводится амбулаторно. Пациенту рекомендуют изменить образ жизни, соблюдать правильный режим дня, чередовать время бодрствования и сна, ложиться вовремя спать, хорошо высыпаться. Если причиной невроза является сон, симптомы заболевания проходят после нескольких дней отдыха.
При наличии воспалительного процесса проводят противовоспалительную терапию. Пациенту с неврозом горла назначают растительные седативные препараты. Подбор медикаментов и дозировки проводит врач. После нескольких дней приёма лекарств симптомы невроза глотки и гортани проходят. Если пациент ощущает ком в горле при неврозе, ему готовят протёртую жидкую пищу, которая не раздражает слизистую оболочку глотки. Следует отказаться от курения, употребления спиртных напитков, острой пищи.
Если проводимая терапия неэффективна, врачи назначают при наличии депрессии, астенического синдрома малые дозы антидепрессантов. Для лечения невроза горла, который проявляется ипохондрией (постоянным беспокойством по поводу возможности заболеть тяжёлой болезнью), применяют нейролептики. Если причиной невроза горла является заболевание шейного позвоночника, неврологи Юсуповской больницы проводят его лечения с помощью лекарственных препаратов, физиотерапевтических процедур и современных методов реабилитации. В некоторых случаях проводят мануальную терапию.
Психотерапевтические методики включают гипнотерапию, когнитивно-поведенческую терапию. Методики психологической коррекции направлены на обучение пациента эффективным способам расслабления. Лечение преследует следующие цели:
- Подведение пациента к пониманию истинных причин патологии;
- Выявление психотравмирующих факторов;
- Их устранение или обучение адаптации к ним.
Детей, страдающих неврозом горла и гортани, наблюдает сразу несколько специалистов: отоларинголог, психолог, логопед (в зависимости от возраста). Повышает эффективность лечения правильное поведение родителей. Большинство психогенных факторов, которые вызывают неврозы у детей, исходит из дома.
Детям с неврозом горла проводят восстановительную терапию, которая включает комплексы витаминов, лёгкие седативные средства. В ходе лечения невроза горла у ребёнка важно пресечь явную физическую симптоматику. При першении в голе детям назначают полоскания, ингаляции, рассасывающиеся таблетки, препараты, которые повышают уровень иммунитета. При инфекционных заболеваниях назначают декасан или трахисан.
Психотерапия у детей подразумевает занятия по общему развитию, обучение методикам расслабления, которые включают дыхательную гимнастику. Малышам делают массаж всего тела, направленный на поиск блоков и их расслабление. Психотерапевты рекомендуют родителям изменить психогенную ситуацию дома, пересмотреть свои поведенческие реакции и провести их коррекцию. Важно, чтобы ребёнок соблюдал режим дня. Ему необходимо ввести в рацион полезную пищу, обогащённую витаминами и минералами.
К ребёнку с неврозом глотки и гортани следует относиться внимательно. Его не нужно ругать, но истерики необходимо сразу пресекать. При неврозе нередко наблюдается спазм горла. Во время приступа необходимо помочь малышу справиться с ситуацией, успокоить его, объяснить, как правильно дышать.
Снятие напряжения мышц горла при неврозе
Напряжение мышц горла при неврозе вызывает нарушение дыхания. В комплексном лечении невроза глотки и гортани может дать хорошие результаты дыхательная гимнастика. Она помогает снять спазм и напряжение дыхательных мышц, восстановить ритм дыхания, уменьшить дозировку лекарств, ускорить процесс выздоровления. Нужно сделать активный короткий вдох и естественный пассивный выдох. Воздух следует вдыхать носом, совершая короткое сильное и сильное движение, а выдыхать через рот.
Дыхательное движение и вдох должны совпадать по времени. Ритмичность дыхательных движений должна соответствовать ритму марша. Дыхательные упражнения при неврозе горла можно делать стоя, сидя или лёжа. Их эффективность улучшается на свежем воздухе. Чтобы определить причину и вид невроза горла, исключить органическую природу заболевания и пройти курс эффективной терапии, звоните по номеру телефона контакт центра Юсуповской больницы.
Мутационная дисфония ( Патологическая мутация голоса )
Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.
МКБ-10
Общие сведения
Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.
Причины
Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:
- Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.
- Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.
- Нервно-психические нарушения.Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.
- Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.
- Сенсорные нарушения.Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.
Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.
Патогенез
Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.
При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.
Классификация
Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:
- Преждевременная. Смена детского голоса на взрослый происходит в возрасте до 8-10 лет. Ранняя мутация связана с преждевременным половым развитием.
- Поздняя. Начинается на 2 и более года позже нормальной мутации. При этом размеры гортани соответствуют взрослым параметрам, но голос остается детским. Встречается у лиц, страдающих эндокринопатиями, неврологическими нарушениями, а также певцов, длительное время использующих фальцет.
- Пролонгированная (затянувшаяся, неполная). Несмотря на нормально протекающий пубертат, трансформации тембра не происходит. Взрослый мужчина продолжает разговаривать высоким, иногда писклявым голосом. Причиной такой мутационной дисфонии служит отсутствие согласованности между дыханием и вибрацией голосовых складок.
Симптомы мутационной дисфонии
Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.
Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.
Осложнения
Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.
Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.
Диагностика
Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:
- Ларингоскопия. Объективная эндоскопическая картина характеризуется гиперемией, утолщением, отечностью голосовых складок, повышенной секрецией слизи. При фонации складки не смыкаются, образуется так называемый «мутационный треугольник» или овал.
- Видеостробоскопия. Динамический осмотр голосовых складок позволяет оценить их подвижность. Для мутационной дисфонии характерны несогласованные, разноамплитудные колебания.
- Электроглоттография. Позволяет объективно оценить степень смыкания голосовых складок при фонации. Коэффициент контакта указывает на неполное закрытие голосовой щели.
- Фонетография. Осуществляется запись голоса и его компьютерный акустический анализ. Минимальная частота тона и частота основного тона выше значений, характерных для постмутационной стабилизации.
- Логопедическая диагностика. Включает оценку силы, звучности, тембра голоса, исследование фонационного дыхания. При прослушивании подростка с мутационной дисфонией отмечается нестабильность фонации, диплофония, дискоординация между речевым дыханием и голосоподачей.
Лечение мутационной дисфонии
Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.
Психокоррекция
Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.
Лечебная и дыхательная гимнастика
Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.
Логопедическая коррекция
При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.
После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.
Прогноз и профилактика
Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.
Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.
3. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция. Автореферат диссертации/ Эстрова П. А.
4. Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах. Автореферат диссертации / Султонова К. Б. – 2013.
Источник https://medalvian.ru/zhurnal/samopomow-pri-panicheskih-atakah/
Источник https://yusupovs.com/articles/funktsionalnye-rasstroystva/nevroz-glotki-i-gortani/
Источник https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/mutational-dysphonia