7 мотивов для занятий плаванием

Содержание

Проект по плаванию на тему: «Повышение мотивации к физической деятельности через уроки плавания»

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. В практике работы учителей физической культуры большее внимание уделяется повышению уровня двигательной подготовленности, но образовательная и воспитательная (мотивация) направленность занятий физкультурой практически истрачена. Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки личности и работоспособности. Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.

Исходя из вышесказанного, целью исследования является выявление средств и методов, эффективно способствующих формированию положительной мотивации учения у школьников старшего возраста под средством плавания, через игры и занятия на воде.

Задачи, поставленные для решения:

1. Провести опрос среди школьников (16-18 лет) о предметах их мотивирования;

2. Выявить главные регуляторы мотивации у школьников;

3. Провести опрос среди школьников (16-18 лет) о желании заниматься спортом (плаванием) путем различных игр, соревнований;

4. Составить и опробовать начальный план урока для школьников (16-18 лет);

5. Сделать вывод о проделанной работе.

Актуальность избранной темы исследования обусловливается тем, что в практике работы школ наблюдается спад интереса к занятиям на воде в старших классах, исходя из объективных и субъективных факторов, а учителя высказывают отрицательное отношение к комплексной практике. Данная практика не предполагает развивающиеся игры или аквааэробику на воде.

Практическая значимость данной работы заключается в формировании у школьников потребности в физической нагрузке через уроки плавания. Так как спорт является необходимым средством активного отдыха, способствует развитию и дисциплинирует человека.

Предметом исследования является выявление системы средств и методов, влияющих на формирование положительного отношения к физкультуре у старших школьников в возрасте от 16-18 лет с помощью плавания и занятий на воде.

Гипотеза данного проекта является – формировка знаний особенностей положительных мотивов и использование комплексной практики в виде игр и упражнений на воде, которые сформируют у школьников устойчивый интерес к занятиям физической подготовки.

Основные мотивы к занятиям физической культурой

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

А что такое мотив? Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Под мотивом мы понимаем некоторые движущие силы внутри человека, которые побуждают его к определенным действиям.

Поведение человека зависит от совокупности мотивом внутри него, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают сильное влияние на человека и его деятельность.

Ученые уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям. Современные ученые выделяют следующие основные мотивы у школьников к спорту:

1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. формирование здорового образа жизни, лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней, укрепление мышц и оздоровление организма. При занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной.

2. Соревновательно-конкурентные мотивы . Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Стремление человека (команды) быть лучше других, тем самым развивая себя.

3. Эстетические мотивы. Мотивация учащихся к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений). Данная группа тесно связана с развитием «моды» на занятия физической культурой и спортом.

4. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности.

5. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость. Тем более, стоит отметить, что человек, который занимается спортом имеет лидерство по отношению к другим. В России сейчас возвращаются нормы ГТО, а это значит – здоровый образ жизни. Многие школьники возвышают занятия к спорту и делают из него культ.

Ниже представлена диаграмма, составленная на опросе среди 11 классов МБОУ СОШ №46 в г. Сургуте. Эта диаграмма отражает отношение к спорту, то есть мотивы, по которым ученики старшей школы занимаются спортом и физической подготовкой в целом, независимо от школы.

В связи с этими данными можно сделать следующие выводы:

· Лидирующие позиции среди опрошенных занимает такое мотив как удовольствие, т.е. именно удовольствие или желание побуждает школьников к физической подготовке.

· Среди опрошенных культ и мода тоже имеют огромное значение для занятия спортом.

Читать статью  Как устроен студенческий спорт в Америке? Рассказываем на примере Стэнфорда, куда поступил наш пловец – призер чемпионата мира

· Нужда (обязанность) не является среди школьников значимым мотивом для физической подготовки, т. е. практически нет школьников, которые должны заниматься спортом из-за какой-то обязанности, или если их кто-то заставляет делать это. Все школьники добровольно занимаются спортом.

Физкультурная активность школьников (подростков) обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.

Виды физической активности как главные регуляторы мотивации

Игры как на воде, так и на суше являются главным средством формирования мотивации к спорту у детей. Игры включают в себя соревнования. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков. Соревнуются школы, спортивные семьи, пионерские лагеря и дворовые команды. Связь игры с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена ее способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено, или невозможно. Конечно, стоит отметить, что урок плавания это не только всевозможные игры, а еще и сдача нормативов. Так же плавание включает в себя не только аквааэробику, но и еще обучение различным стилям плавания.

Игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игры спортивные — подвижные игры, обычно проводимые в виде соревнований. Конечно, соревнования преимущественно включают в себя соперничество между командами, но в плавание, все таки, предпочтения отдают соревнованиям между отдельными спортсменами, учениками.

Соревнования характеризуются большим разнообразием движений, выполняемых в различных сочетаниях, высокой интенсивностью мышечной деятельности участников, непрерывно меняющимися условиями целями и задачами в соревнованиях, требующими от участников максимум усилий для достижения наилучшего результата и высокой эмоциональности. Благодаря этим особенностям игры спортивные являются эффективным средством физического воспитания школьников. Подвижные игры и их элементы являются не только прекрасными подводящими упражнениями для начала занятий спортивными играми, но должны использоваться в течение всего периода тренировки детей школьного возраста, расширяя их технические и функциональные возможности.

Мною был проведен опрос среди 11 классов МБОУ СОШ №46 в г. Сургуте. Эта таблица отражает отношение школьников к различным видам игр на воде:

«Хотели бы вы, чтобы в школьной программе по урокам плавания была включена такая активная деятельность, как игры, соревнования или акваэробика, и повлияло бы наличие такое деятельности на посещение уроков плавания?»

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных мотивация к посещению уроков и к занятиям плавания вырастет, что уже приближает нас к поставленной цели.

Экспериментальная часть

Плавание — умение, способность держаться на воде, находиться под водой и передвигаться в ней или по ней определённым способом. Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Это тот редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект. Впереди пора отпусков, и многие ринутся к морю, где полноценный отдых можно сочетать с активными занятиями плаванием.

Чтобы повысить интерес к урокам плавания и мотивацию к занятиям спортом, я предлагаю следующий план действий. В ходе различных опросов, представленных выше, я сделала план уроков (на один месяц для эксперимента), который позволит увеличить посещаемость уроков плавания, а также повысит желание заниматься не только плаванием, но и различными видами спорта.

Мой план уроков основывается на разделении видам деятельности по урокам, т.е. на одном уроке плавания будет уделяться внимание только одному виду деятельности, например: аквааэробике или играм или обучению различным стилям плавания.

Для своего эксперимента я выбрала пробные три класса: 11 «А», 11 «Б», 11 «Г». Занятия проводятся у каждого класса 1 раз в неделю, экспериментальный месяц – ноябрь, т.е. в каждом классе будет 5 уроков плавания в течение эксперимента. В свой план уроков я включила активную деятельность, игры и аквааэробику. А также занятия проводятся под музыкальное сопровождение.

Экспериментальный план .( 5 уроков по 40 мин.).

1 урок. Стандартный урок, посвященный технике плавания. Школьники развивают умения в различных стилях плавания ( кроль на спине, на груди, брасс и т.п.), усовершенствуют технику плавания. Музыкальное сопровождение к данному уроку по желанию.

2 урок. Урок, посвящённый разнообразным играм на воде, например: водное поло, игры с водными атрибутами и т.п. Также данный урок включает в себя соревнования по водным играм между школьниками (2-е команды). Чтобы мотивировать школьников к более активной деятельности в игровой день, можно поставить цель, т.е. та команда, которая выиграет соревнования, получит приз, например: не сдает нормативы по плаванию или привилегию при сдаче нормативов в виде дополнительного бала к будучи полученной оценке и т.п.

3 урок. Урок, который преимущественно подходит для девушек – аквааэробика. Выполняется вместе с водными атрибутами под музыкальное сопровождение.

4 урок. На данном уроке школьники сдают нормативы, но не только в обычной форме. То есть, сперва сдают нормативы по технике плавания вольным стилем. Следующим этапом будет то, что несколько человек назначаются на роль Тренера-учителя и проводят аквааэробику. Так можно судить о том, усвоили ли школьники, что представляет из себя аквааэробика.

5 урок. « Оказание первой медицинской помощи», так называется заключительный урок моего эксперимента. Учитель плавания проводит подробный инструктаж о том, как спасти утопающего и как оказать первую медицинскую помощь. А дальше, полученные знания нужно проверить на практике. Я предлагаю сымпровизировать ситуацию тонувшего человека, где школьники должны будут спасти утопающего и оказать медицинскую помощь пострадавшему. Так, следовательно, можно сделать вывод, научились ли школьники оказывать первую помощь или нет.

Умение оказать первую медицинскую помощь является приоритетом в наше время. Многие школьники летом, да и в каникулы, отдыхают на морях, на местах, находящихся около воды, поэтому они должны уметь действовать в случае, когда нужно спасти, а потом и помочь человеку.

Эксперимент проводился с 1 октября по 1 ноября. После окончания эксперимента я провела опрос, повысилось ли желание посещать уроки плавания, а также, что больше всего понравилось. Данные представлены в диаграммах.

Читать статью  Бассейны Ростова-на-Дону: адреса, расписание и особенности

В связи с этими данными можно сделать следующие выводы:

1. Повысилась общая посещаемость плавания ;

2. Возросло желание посещать плавание и, как следствие, заниматься активной физической деятельности у большинства;

На основании данных выводов можно считать, что эксперимент полностью удался. Главная цель была выполнена, поэтому значение данной работы трудно переоценить. Стоит отметить, что разнообразные уроки влияют на мотивацию учеников.

Выводы

Эффективность избранных средств и методов формирования положительной мотивации учения у школьников 16-18 лет через уроки плавания и тренировочные занятия была доказана экспериментом, проводимом на уроках плавания в старших классах в МБОУ СОШ №46 г. Сургута.

Данная диаграмма отражает то, что цель проекта полностью была достигнута. Опытным путем через эксперимент я доказала, что проект является действенным, а уровень мотивации к спорту вырос у большинства школьников. Все задачи были решены.

На эффективность формирования положительной мотивации учения большое влияние имеет метод преподавания урока, который создает и выбирает учитель в процессе обучения, а также заинтересованность самого учителя в преподавании своего предмета. Большую роль играет создание условий предвосхищения успехов у учащихся. Увлеченность учителя в образовательный процесс, взаимосвязь с учениками только способствует усилению данной эффективности.

7 мотивов для занятий плаванием

Многие знают, что плавание очень полезно для здоровья. Но, все же в бассейн ходят небольшое количество любителей здорового образа жизни. Возможно, следующие мотивы заняться плаванием сподвигнут вас взять абонемент в бассейн или начать тренировки в открытых водоемах.

Мотив первый: Нагрузка на все мышцы

Плавание – это вид спорта, который затрагивает практически все группы мышц. Плечевой пояс и мышцы спины тренируются чуть лучше. Плавание не только развивает мышечный корсет, но и улучшает выносливость, жизненный тонус.

Почему так происходит? Дело в том, что благодаря сопротивлению воды тело эффективно работает, включаются мышцы и связки. Кстати, при плавании не страдают суставы, а наоборот, становятся более гибкими. Тем, кто хочет обрести рельеф мышц, можно посоветовать именно занятия в бассейне. Конечно, мышечную массу нарастить не получится, но немного похудеть и обрести спортивный силуэт – вполне по силам.

Мотив второй: оздоровление организма

При некоторых заболеваниях плавание облегчает симптомы. Например, при астме и некоторых болезнях сердца нагрузка в воде способствует насыщению крови кислородом, улучшает вентиляцию легких, разгоняет метаболизм.

Такой вид нагрузки показан также при восстановлении после травм. Если вам противопоказаны интенсивные тренировки, присмотритесь к плаванию.

Мотив третий: похудение и сжигание калорий

Если ваша цель – привести в порядок тело, то выбирайте занятия в бассейне. Плавание, особенно в прохладной воде, сжигает много калорий, в среднем 500 ккал за час интенсивной тренировки. Обмен веществ улучшается, что благотворно сказывается на сжигании жировых клеток. Радует факт, что сжигание калорий продолжается еще какое-то время после тренировки. Поэтому важно не есть калорийную пищу сразу после бассейна. Хотя такие занятия разжигают чувство голода.

Мотив четвертый: отсутствие дорогостоящего инвентаря для занятий

Если вы тренируетесь в открытых водоемах, то вам даже абонемент в бассейн приобретать не нужно. Но, даже занимаясь в фитнес-центре или бассейне, вы не тратите лишние деньги. Тренировки в бассейне вполне доступны по цене, а если взять во внимание пользу для здоровья, то все вложения окупятся сторицей.

Мотив пятый: закаливание организма

Занятия в воде укрепляют иммунитет и способствуют общему закаливанию организма. Поэтому, если вы страдаете от частых простудных заболеваний, начните тренироваться в воде. Первое время организм будет по привычке реагировать простудами, но потом адаптируется, и болеть вы будете гораздо реже. Тренировки в открытых водоемах в теплое время года не менее полезны для иммунитета, чем занятия в бассейне.

Мотив шестой: борьба со стрессами

Занятия в бассейне расслабляют мышцы и помогают снимать стресс. Вода смывает отрицательную энергию, заряжает бодростью. Поэтому, плавание поднимает настроение и разгоняет хандру, укрепляет нервную систему. Если ваша жизнь связана с многочисленными стрессами, начните заниматься плаванием. Тренировки в воде также снимают такую проблему, как бессонница.

Мотив седьмой: заниматься можно в любом возрасте

Плавание подходит и грудным детям, и пожилым людям. Это один из самых универсальных видов физической нагрузки. Тренировки подходят для людей с заболеваниями позвоночника и суставов, после травм. Научиться плавать можно в любом возрасте. Если вы боитесь воды, то доверьтесь опытному тренеру. Усилия обязательно принесут позитивные плоды!

Мотивов и причин заниматься в бассейне может быть еще больше. Это приятное времяпрепровождение, дающее массу положительных эмоций. Из всего разнообразия стилей плавания выбирайте свой, тогда мотивация не будет ослабевать, а только укрепляться!

А вы любите плавание? Поделитесь в комментариях, пожалуйста.

Как не уставать при плавании: советы новичкам

Фото автора: Татьяна Минина

Плавание — уникальная тренировка, позволяющая в полной мере использовать эффект и кардио, и силового тренинга. Но есть нюанс: в воде многие устают слишком быстро и вынуждены заканчивать тренировку раньше времени. Разберемся, как отодвинуть наступление усталости при плавании.

Фото к статье: Как не уставать при плавании: советы новичкам

В целом преждевременная усталость — бич скорее новичков, чем опытных пловцов. Отсутствие опыта, нехватка техники, неспособность контролировать свои эмоции — все отражается на состоянии тела при плавании. Проще говоря, новички перенапрягаются, не могут дать отдых мышцах на тех этапах гребка, когда их нужно расслабить.

«Самый важный навык пловца — умение расслабляться, — говорит Иван Солодов, PRO-эксперт «Спортмастер PRO». — Если постоянно держать тело в сильном напряжении, даже опытный спортсмен устанет довольно быстро. Но гораздо чаще эту ошибку совершают люди, которые плавают редко или только начинают заниматься в бассейне. Они сильно напрягают мышцы и пытаются сознательно контролировать каждое движение, из-за чего сбивается дыхание и усталость наступает раньше».

5 причин быстрой усталости

Избыток напряжения приводит к усталости, а что вызывает перенапряжение? Собрали основные факторы.

1. Технические ошибки

В каждом стиле плавания (брасс, кроль на груди и спине, баттерфляй) техника движений руками и ногами выстроена так, чтобы получать максимум продвижения вперед при минимуме усилий. Но плавание — это не ходьба, техника которой естественна для человека. Плавать технично нужно учиться. Без этого вы потратите усилия на движения, которые не нужны или даже мешают плыть. Например:

Читать статью  Плаванье как аэробная физическая нагрузка для похудения

•удержание головы над водой — в то время как плыть с головой, опущенной в воду, намного легче;

•сильное мотание головой при подъеме из воды для вдоха;

•слишком короткие гребки;

•отсутствие фазы расслабления руки после гребка;

•удары ногами по воде вместо работы ногами в воде;

•негоризонтальное положение корпуса — когда ноги ниже головы, сопротивление воды возрастает, приходился прилагать больше усилий, не скользя в воде, а «проламывая» ее всем телом.

2. Слишком частые гребки

Многие новички, особенно имеющие неплохую физическую форму, считают, что чем чаще и активнее они гребут, тем быстрее они смогут плыть. Действительно, профессиональные пловцы ощутимо увеличивают частоту гребков, когда ускоряются на финиш, поворот и т.п. Однако частые гребки помогают ускориться, только если не падает их техника — вы также эффективно вкладываете руки в воду, захватываете ее, отталкиваетесь и так далее. У любителей с еще не отработанной техникой более высокая частота гребков обычно превращается в молотьбу руками по воде — и приводит к повышенному расходу энергии, нехватке дыхания и быстрой усталости. Отрабатывайте ускорения отдельно, когда освоите технику гребка. А пока плывите плавно и легко, с длинным выносом руки вперед для гребка.

3. Техника дыхания

Важный аспект дыхания в плавании — выдох начинается и почти полностью происходит, пока голова еще в воде. Поднимая лицо в воздух, вы лишь делаете короткий довыдох носом — заодно не позволяя при смене сред (вода и воздуха) затечь воде в нос — и уже готовы вдыхать ртом. Если выдыхать над водой, вам придется слишком долго держать голову, а это сильно расходует силы. Кроме того, в таком ритме вы не сможете синхронизировать гребок, работу ног и дыхание, вдох будет отставать, получится скомканным, неполным. В общем, тренируйте дыхание и его координацию с движениями конечностей!

4. Зажатое состояние тела

Неопытные пловцы прилагают слишком много усилий, чтобы держаться на воде, забивая этим мышцы рук. На самом деле при плавании с опущенной головой удерживает вас на воде закон Архимеда, и достаточно балансировать ногами и корпусом, чтобы не тонуть. А за счет рук вы должны продвигаться вперед.

5. Эмоциональное состояние

«Еще одна причина быстрой утомляемости у новичков — страх, — рассказывает Иван Солодов. — Если жить в месте, где на постоянной основе нет большой воды и купанию уделяется от силы пару недель отпуска за год, появляется боязнь и неуверенность. В попытке не утонуть человек сильнее напрягается и тратит дополнительные силы на суету и барахтанье».

И напряжение, и страх начинаются в голове. Пловцу важно научиться контролировать мышцы и расслаблять тело — вода сама вытолкнет на поверхность. Первые несколько занятий важно посвятить технике, чтобы научиться двигаться на автомате. И тогда плавание станет похоже на медитацию, а не на изнуряющую силовую тренировку.

Влияет ли на скорость утомления вид водоема?

Тип водоема — бассейн, море, озеро — влияет и на само плавание, и на скорость утомления. «Здесь нет общей закономерности, — говорит Иван Солодов. — Волны в море либо помогают плыть быстрее, либо, наоборот, тормозят и заставляют пловца работать активнее. На открытом воздухе ко всему прочему добавляется ветер. Да и соленость воды влияет на технику».

На открытой воде, в отличие от бассейна, часто плавают в гидрокостюмах. Их делают из неопрена, это легкий плавучий материал, который помогает держаться на поверхности. Это позволяет тратить меньше сил по сравнению с бассейном.

«С другой стороны, в случае с открытыми водоемами важную роль играет психологический аспект, — напоминает наш эксперт. — Даже профессиональные пловцы, которые проводят в бассейне большую часть недели, могут ощущать страх и дискомфорт, находясь в море или реке. Дело не только в глубине: кому-то неприятна мысль о водорослях и прочей живности, а кого-то пугает темнота внизу».

Как строить тренировки: до усталости или «через не могу»?

Этот вопрос волнует и тех, кто плавает, чтобы похудеть, и кто мечтает о триатлоне или свимране.

«Все зависит от целей, — объясняет Иван Солодов. — Если человек просто хочет научиться плавать или подтянуть фигуру, превращать каждую тренировку в подвиг нет никакого смысла. А если задача — проплыть N метров за определенное время и улучшить свои результаты, придется выкладываться и заканчивать тренировку через силу».

Советы новичкам

Что можно сделать, чтобы меньше уставать при плавании? Рекомендации Ивана Солодова:

•Нарабатывайте технику гребка, работу ног, дыхание прежде, чем усложнять себе задачи.

•Вносите в тренировки разнообразие. Если постоянно заниматься по одной и той же программе, станет скучно. От этого снизится мотивация, человек станет быстрее уставать.

•В рамках одного похода в бассейн нужно совмещать разные упражнения: на скорость и на технику, на выносливость и на дыхание.

•Иногда стоит использовать спортивный инвентарь. Он предназначен для определенной работы, грамотное его использование помогает добиться больших результатов. Так, колобашки и маленькие кистевые лопатки нужны для отработки техники. Большие лопатки используют для развития мышечного корсета и силовых тренировок. Ласты облегчают плавание и помогают наработать мышечную память. Дыхательные трубки применяют для развития дыхания, а благодаря восьмеркам повышается скорость пловца.

И помните: усталость сильно зависит от мотивации. Ее могут повысить совместные тренировки, особенно вместе с теми, кто уже добился больших успехов.

Источник https://infourok.ru/proekt-po-plavaniyu-na-temu-povishenie-motivacii-k-fizicheskoy-deyatelnosti-cherez-uroki-plavaniya-3317373.html

Источник http://bodyroom.ru/sport/7-motivov-dlya-zanyatiy-plavaniem.html

Источник https://www.jv.ru/news/kak-ne-ustavat-pri-plavanii-sovety-novickam

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: