Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика
Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану «плавать — раньше, чем ходить!» Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!
Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото — фотобанк Лори
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.
Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
- Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
- Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
- Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.
Противопоказания к занятиям
Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления «гусиной кожи» или дрожи.
Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.
Врачебный контроль и практические консультации
Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.
Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.
Часть II. Подготовка к плаванию
В основе плавания младенцев лежит:
- плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
- автономными поддержками, и, наконец,
- самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.
Подготовка к плаванию
Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.
Игры в воде
Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.
Постепенность дозирования
В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.
Возобновление занятий после перерыва
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.
Форсирование доз плавания. Температур и погружений
Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.
Место занятий дома и инвентарь
Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 дней — 2 недели | 10-15 мин. | 36,5°С |
1 месяц | 14-17 мин. | 36,0°С |
2 месяца | 19-22 мин. | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 мин. | 35,0°С |
4 месяца | 29-32 мин. | 34,5°С |
5 месяцев | 34-37 мин. | 34,0°С |
6 месяцев | 39-42 мин. | 33,5°С |
7 месяцев | 44-47 мин. | 33,0°С |
8 месяцев | 49-52 мин, | 32,5°С |
9 месяцев | 54-57 мин. | 32,0°С |
10 месяцев | 59-62 мин. | 31,5°С |
11 месяцев | 64-67 мин. | 31,0°С |
12 месяцев | 69-72 мин. | 30,5°С |
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Часть III. Практика грудничкового плавания
Начало занятий плаванием
Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней — 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца — самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.
Ручные поддержки
Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка — голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.
* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;
* одноручная поддержка «ковшиком»,
* одноручная поддержка «полукольцом» — большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.
Одноручная поддержка «полукольцом» и «ковшиком» позволяют свободной рукой стимулировать гребки.
Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.
Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.
В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.
На груди
* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.
Одноручная поддержка на груди осуществляется «ковшиком» и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь — вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка «ухватом» — указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает «запирать» рот, чтобы младенец не пил воду.
* Поддержка под грудь
Автономные поддержи
Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.
1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.
Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.
Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая — это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.
Погружения и ныряния
1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением — поддерживающей под грудь руки — ребенок останавливает дыхание — на несколько секунд (4-10).
2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.
Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.
Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.
Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.
Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.
Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.
Самостоятельное плавание
Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.
Уменьшение автономной поддержки
Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.
На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.
а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)
Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.
Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.
Другое дело — плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих — дельфинов, китов, — передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа «торпеда».
Обучение движениям
Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.
При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно «показывают» такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн «Малютка» для систематических занятий плавание на «большой воде».
Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн «Малютка» с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.
Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го — начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы — средствами слова. Употребление слов «греби», «толкайся», «ныряем» так же важно и нужно, как, например, слов «мама», папа», «бабушка». Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.
Часть III. От теории – к практике
Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.
Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
Возраст: 5-15 дней — 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.
НА СУШЕ (вводная часть) — Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы:
Рефлекс Моро — симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).
Рефлекс Робинсона — тонический — прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).
Рефлекс Талант — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).
Рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами. На груди — отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).
Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).
Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).
ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). «Двойная» ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка «челнок»). Одноручная поддержка на спине «полукольцом». Уши младенца в воде.
Двойная ручная поддержка на груди «ковшиком» под подбородок и проводка, одноручная поддержка «ковшиком», а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).
Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.
Вторая ступень — ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.
Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.
НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),
Талант — выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)
Робинсона — подтягивание на «весу» (3-5 раз),
Моро — охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: «толкайся», «греби», «держи», «тянись».
ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) — Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.
«Соскальзывание» (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: «плыви», «греби», «толкайся». Много игр в воде типа «буря на море», «торпеда» и др.
Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.
Третья ступень — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ
Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность — до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.
НА СУШЕ (вводная часть) — Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.
Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.
В ВОДЕ (основная часть) — Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.
Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.
Четвертая ступень — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ
Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна «Малютка», посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.
НА СУШЕ (вводная часть) — Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.
Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.
В ВОДЕ (основная часть) — Начало занятия — игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна «Малютка», плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.
Этапы обучения плаванию на занятиях
1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ
Возраст детей — 5 дней — 2-3 недели; продолжительность занятий — 10-15 минут; температура ванны — 36,5°С.
1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка «челнок»), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.
2. Левая рука под затылком и спиной, правая «ковшиком» за подбородок и правую щеку — поворот на «ковшик» (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой «ковшиком» под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.
3. Поддержка одноручная на спине «полукольцом», повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на «ковшике» под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) — большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.
4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.
5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.
ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней — 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.
2 этап (I месяц) — погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.
3 этап (2 месяца) — показ массажа, общей и специальной гимнастики.
4 этап (3-й месяц) — техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.
5 этап (4-й месяц) — апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.
6 этап (5-й месяц) — уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн «Малютка» при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза — дома.
7 этап (6-й месяц) — минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.
8 этап (7-й месяц) — минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.
9 этап (8-й месяц) — совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа «торпеда», ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.
10 этап (9 — 12 месяцы) — продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.
ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами «греби», «плыви», «ныряем», «толкайся».
План обучения нырянию
Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества — смелость, силу, выносливость.
Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания — занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.
Подготовительный этап
Возраст ребенка — 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».
1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.
2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.
3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так
Для первого – второго — третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.
Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.
Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.
4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.
5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:
нырнули
выныриваем
вынырнули
Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.
Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.
Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.
Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе — предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода — это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.
Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован.
В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.
«Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.
Как научить ребенка плавать: инструкция для родителей
Недавно американские педиатры рассказали, как и почему чаще всего тонут дети. Специалисты составили список факторов риска и напомнили родителям, что и дети, умеющие плавать, все равно не находятся в полной безопасности.
Однако умение плавать ― полезный навык, который все же пригодится детям в жизни. Американская академия педиатрии не рекомендует начинать занятия до первого дня рождения ребенка. Но и после этого важно учитывать его желание и интерес. Если вы поймете, что вашему ребенку нравится играть и плескаться в воде, то самое время научить его
Помните о безопасности
Прежде чем учить ребенка плавать, запомните правила безопасности, которые вам придется соблюдать во время занятий.
Не оставляйте ребенка рядом с водой без присмотра. Даже если отойти вы планируете всего на минуту, забирайте ребенка с собой.
Если у вас есть бассейн во дворе дома или на даче, установите ограждение и убедитесь, что ребенок не сможет сам открыть ворота.
Родитель, который учит ребенка, и сам должен уметь плавать, а еще делать сердечно-легочную реанимацию. Научиться оказывать первую помощь вам поможет эта инструкция.
Американская академия педиатрии не советует использовать нарукавники, круги и другие надувные принадлежности для купания. Если ребенку все же нужен какой-то аксессуар, купите ему надувной жилет.
Познакомьте ребенка с водой
В возрасте одного-двух лет начинать серьезные уроки и даже устраивать активные игры в воде рановато. В этом возрасте просто познакомьте ребенка с водой. Поплескайтесь в бассейне, пойте ребенку песни, покачивая его на руках в воде. Но не выпускайте ребенка из рук и не погружайте его под воду.
Играйте в воде
После двух лет дети готовы к более активным играм в воде. Некоторые игры могут быть не просто веселыми, но еще и полезными. Они подготовят ребенка к настоящим урокам плавания.
Например, ловите воображаемых рыбок. Присядьте на нижнюю ступеньку лестницы в бассейне или просто встаньте лицом друг к другу, если вы тренируетесь в неглубоком водоеме. Покажите ребенку, как ловить рыбок: сначала нужно поднять руку вверх, затем резко опустить ее в воду, а после прижать к себе, как будто перед вами очень много рыбок, так что их можно собирать рукой.
А для тренировки ног поиграйте в светофор. Снова сядьте на ступеньку. Когда вы скажете ребенку, что горит зеленый свет, он должен вытягивать ноги вперед и быстро бить ими по воде. Скажите, что загорелся желтый, чтобы ребенок бил медленнее, и красный, чтобы он остановился.
Научите ребенка следить за дыханием
К четырем-пяти годам дети развивают достаточную координацию, так что в этом возрасте пора переходить к полноценным тренировкам. Но сначала научите ребенка контролировать дыхание. Это упражнение тоже попробуйте превратить в веселую игру и предложите поговорить с рыбками: окунуть лицо в воду и пускать пузырьки ртом и носом.
Потренируйтесь задерживать дыхание. Веселее учиться, используя специальные тонущие игрушки, которые нужно доставать со дна бассейна.
Научите ребенка держаться на воде
Когда ребенок почувствует себя в воде увереннее, научите его держаться на поверхности. Да, ребенку станет страшновато, ведь ему придется отпустить родителей, лестницу или бортик. Но без этого навыка пловцу не обойтись.
Сначала научите ребенка лежать на спине. Так ему будет проще дышать и позвать на помощь, если он почувствует, что начнет тонуть. Голову ребенка положите себе на плечо, а его спину придерживайте руками. Когда ребенок расслабится, он может опустить голову в воду. Затем уберите одну руку, а после и вторую, позволяя ему держаться на воде самостоятельно. Тренируйтесь так по несколько минут в день.
Дальше учите ребенка лежать на животе, вытянув руки вперед. Положите руку ему на живот, помогите оторвать ноги от дна и, когда он сделает глубокий вдох, лечь. Через некоторое время уберите руки.
Объясните ребенку, что он легко может вернуться в вертикальное положение без вашей помощи: достаточно опустить ноги на дно.
Научите ребенка плавать
А вот теперь пора учиться плавать! Перед первой тренировкой снова поиграйте в рыбалку и светофор.
Если ребенок уже резво бьет ногами по воде, сидя на ступеньках, предложите ему перебраться в воду. Ему нужно лечь на живот, ухватиться руками за бортик или поручень и двигать прямыми ногами. Когда ребенок научится делать это, возьмите его за руки и медленно идите спиной вперед, пока ребенок бьет ногами по воде. Одновременно с этим он может делать дыхательные упражнения и пускать пузыри.
Переходите к рукам. Начните тренироваться в той части бассейна, где ребенок может стоять. Ему нужно будет идти вперед, размахивая руками и как бы рисуя круги на воде.
Затем положите ребенка на живот, чтобы он мог ухватиться за лестницу или бортик одной рукой, а другую опустить под воду, дотянуться ей до своих ног, поднять и положить на ступеньку. Повторите это упражнение несколько раз для каждой руки.
Как и в случае с тренировкой ног, на этом этапе придерживайте ребенка руками, пока он учится грести.
После этого ребенок может попробовать двигать ногами и обеими руками одновременно. Отойдите от ребенка на небольшое расстояние, чтобы он попытался доплыть до вас.
Напоминайте ребенку периодически поднимать голову из воды и делать вдох, но не забывать при этом двигать ногами.
Запаситесь терпением! Ребенок не должен научиться плавать за один день. Возможно, ему не хватит для этого и одного лета. Зато он весело проведет время и насладится играми в воде.
Как научить ребенка плавать за один урок?
С приходом лета наступает жаркая пора, а у детей начинаются долгожданные каникулы. Родители, как всегда, с утра до вечера будут заняты на работе. Кто-то из детей отправится для отдыха в различные оздоровительные лагеря. Другие дети большую часть времени будут предоставлены сами себе и, естественно, захотят в жаркую погоду пойти на водоем и искупаться.
Но, к сожалению, не все из них умеют плавать. И если родители в выходной день дадут своему ребенку несколько полезных советов во время купания, устроят первый урок плавания, научат его не бояться воды, это поможет предотвратить многие несчастные случаи, связанные с утоплением. Данная методика обучения детей плаванию очень простая.
1. Выбор места для купания и обучения плаванию
Прежде чем зайти в воду, необходимо обратить внимание на следующее:
- на санитарное состояние водоема и можно ли в нем купаться;
- на температуру воздуха и воды (для детей дошкольного возраста температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды — не менее 23 градусов);
- нет ли на дне коряг, столбов, битых бутылок и арматуры;
- какая глубина у берега и пологий ли спуск, песчаное ли дно;
- какое течение и нет ли в этом месте водоворотов.
Если условия для купания приемлемы, то для обучения плаванию потребуется полоса воды вдоль берега примерно 10−15 метров с глубиною не более 1 метра. Обучать плаванию детей можно в возрасте с 4−5 лет. Но важно помнить: вода не должна быть выше уровня груди ребенка и вы должны быть всегда рядом.
2. Учим ребенка не бояться воды
Большинство упражнений в обучении детей плаванию выполняется в форме игры. Если ребенок смелый и не боится зайти в воду, берем его за руку и заходим с ним вместе на глубину ему по пояс.
Упражнение «Морской бой». Встаем лицом друг к другу и, загребая воду ладонями, брызгаем друг на друга. Выигрывает тот, кто заставит другого отступить. Эта игра учит ребенка тому, чтобы он не боялся попадания воды на лицо.
Играем в «Перегонки». На расстоянии 3−4 метров от берега в воду положим плавающие игрушки. Затем становимся с ребенком на берегу лицом к воде и по сигналу бежим к игрушкам, берем по одной и возвращаемся на берег. Выигрывает тот, кто больше собрал игрушек. Цель — научить ребенка правильно передвигаться в воде, помогая себе руками (делая гребки вокруг тела). Игрушки дарят особенную радость на водном просторе!
Фото: Antartis, PressFoto.ru
Учим ребенка погружаться в воду с головой. Играем в «Насос». Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, погрузить лицо в воду и сделать выдох. Глаза могут быть закрыты. После небольшой тренировки берем ребенка за руки и становимся лицом друг к другу. Затем, попеременно приседая, погружаемся в воду с головой, задерживая дыхание, и делаем в воде полный выдох.
Учим ребенка погружаться в воду с открытыми глазами. Играем в «Смелые ребята». Становимся лицом друг к другу и беремся за руки. После этого по команде вместе с ребенком погружаемся в воду с открытыми глазами. Для контроля можно предложить сосчитать, сколько пальцев у вас на руке, разглядеть какой-либо предмет в воде (например, найти и достать со дна игрушку, которую вы положили).
Выполняем упражнение на всплывание. «Поплавок» или поза «Медузы». Выполняется без помощи взрослого. Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, присесть, руками обхватить колени, а подбородок прижать к груди, задержать на 10−15 секунд дыхание. При этом за счет выталкивающей силы (в легких воздух) тело начнет спиной всплывать на поверхность, как поплавок. Единожды научившись — не забудешь никогда
Фото: serrnovik, PressFoto.ru
Проделываем это несколько раз. После этого усложняем упражнение. Как только тело всплывет, просим ребенка вытянуть руки и ноги и несколько секунд полежать на воде. Голова обязательно должна находиться в воде, лицо опущено вниз.
Это упражнение учит ребенка пониманию того, что при наличии воздуха в легких, его тело всплывает, и он может спокойно держаться на воде.
3. Учим ребенка скользить по воде на груди. Упражнения для скольжения
С помощью этих упражнений учим принимать правильное исходное положение для выполнения скользящих движений. Сделав глубокий вдох и оттолкнувшись ногами, ребенок скользит по поверхности воды до полной остановки. Дыхание нужно задержать до конца упражнения. Голова опущена в воду, туловище, руки, ноги и стопы выпрямлены.
Все упражнения в воде выполняются лицом или боком к берегу.
1. Глубина воды ребенку по грудь. Вы стоите сзади его. Ребенок поднимает руки вверх и накладывает ладонь одной руки на другую. Затем, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, наклоняется вперед так, чтобы его голова, плечи и руки, вытянутые над головой, оказались в воде, и, стоя на одной ноге, другой своей ногой отталкивается от ваших коленей и скользит по поверхности до полной остановки. Обратите внимание, голова должна быть в воде лицом вниз. Не торопите ребенка, занятия нужно начинать только при желании малыша
Фото: serrnovik, PressFoto.ru
2. То же упражнение, только без помощи взрослого. Называется «Стрела». Ребенок заходит в воду по грудь, делает глубокий вдох, задерживает дыхание и, вытянув руки вперед как можно дальше, отталкивается от дна ногами. При правильном выполнении упражнения ребенок должен проскользить на груди несколько метров.
4. Отрабатываем элементы плавательных движений
Упражнение выполняется на мелком месте у берега, у самой кромки воды, где ребенок может выполнить упор лежа.
Ноги ребенка должны быть вытянуты, плечи в воде, голова над водой. Обратите внимание на стопы. Они тоже должны быть в идеале прямыми. Ноги в коленях также не должны сгибаться. В таком положении ребенок начинает работать ногами вверх-вниз. Затем, не прекращая работу ногами, начинает выполнять дыхательные упражнения — глубокий вдох и выдох в воду.
Повторяем упражнение скольжения по воде с отталкиванием согнутой в колене ногой ребенка от колен взрослого, но с участием в движении вверх-вниз его ног, как в предыдущем упражнении. Обратите внимание, что в процессе скольжения голова должна быть опущена в воду лицом вниз и поднимается только для вдоха. Затем снова опускается и делается выдох в воду. Плавание — дело серьезное, не терпит суеты
Фото: joshhh, PressFoto.ru
Повторяем упражнение «Стрела», но с движением ног, как в предыдущем упражнении.
5. Подключаем руки
Выполняем следующие упражнения.
1. Ребенок стоит в воде. Вода ему по грудь. Он наклоняется вперед так, чтобы его плечи и подбородок находились в воде, и начинает совершать гребки руками сверху вниз. Особенно необходимо следить за правильным входом рук в воду. При взмахе над водой рука слегка сгибается в локтевом суставе, а гребок совершается прямой рукой. Сначала в воду входят кисть и предплечье, затем локоть и плечо. Кисти рук, пальцы и ладонь должны представлять единую опору. При выполнении гребка рука проходит под животом до бедра. Завершая гребок, ребенок поворачивает лицо вбок в сторону гребковой руки. Шея и голова являются осью вращения. После поворота головы рот ребенка оказывается над поверхностью воды, и он может сделать вдох. Выдох делается в воду в процессе гребкового движения другой руки. Затем процесс повторяется.
Следим и помогаем ему правильно выполнять последовательность выполнения элементов упражнения, добиваясь синхронизации: гребок правой рукой, поворот головы — вдох; гребок левой рукой, поворот головы лицом вниз — выдох в воду. Повторяем упражнение 10−15 раз. Начало упражнения — ребенок стоит по грудь в воде
Фото: joshhh, PressFoto.ru
2. Вода чуть выше пояса. Ребенок делает глубокий вдох и ложится животом вниз на воду, вытянув ноги, а также выпрямив руки за головой. Голова опущена в воду, лицом вниз. Поддерживаем его за ладони своими руками. Он начинает работать ногами и поочередно выполнять гребковые движения руками, делая вдох и выдох, как в предыдущем упражнении (плывет «кролем» на груди). Мы медленно отходим назад, помогая ему плыть. Следим за синхронизацией движений рук и ног, за дыханием.
6. Отправляем в «самостоятельное плавание»
Позволяем ребенку от нас «оттолкнуться» и следим, способен ли он самостоятельно проплыть несколько метров. Если у него это получается, значит, цель обучения достигнута. Он научился держаться на воде и немного плавать.
Если же для него способ плавания кролем на груди окажется слишком сложным, то можно обучить облегченным способам плавания. Умение плавать — навык приносящий удовольствие
pixabay.com
7. Облегченные способы плавания
Вариант № 1. Ноги двигаются, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно вниз до бедер. Для выполнения этого варианта ребенок сначала скользит в воде с вытянутыми вперед руками. Ладони обращены вниз, лицо опущено в воду, ноги вытянуты. После скольжения он начинает работать, как при плавании кролем на груди, затем начинает прямыми руками одновременно делать гребок вниз и назад к бедрам. Выдох в воду производится, когда руки достигают вертикального положения. Вдох выполняется, когда гребок завершается и голова оказывается на поверхности воды. Затем цикл движений повторяется.
Вариант № 2. Движение ног, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через стороны от бедер. Ребенок начинает работу сначала ногами, а затем прямыми руками одновременно делает гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох — при подъеме головы из воды. Затем цикл движений повторяется. Руки работают, как при плавании брассом.
В последующем ребенок сам разовьет и усовершенствует приобретенные знания и навыки. А самое главное — возможно, они ему помогут сохранить здоровье и жизнь в какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной с его пребыванием на том или ином водоеме. Фото: TravnikovStudio, PressFoto.ru
Источник https://materinstvo.ru/art/plavanie-malyshei-v-domashnei-vanne-teoriya-i-praktika
Источник https://chips-journal.ru/reviews/kak-naucit-rebenka-plavat-instrukcia-dla-roditelej
Источник https://www.shkolazhizni.ru/school/articles/45860/