Акробатическое упражнение: виды, классификация. Акробатические упражнения на уроках физкультуры
Термин «акробатика» — греческого происхождения (переводится примерно как «лезу вверх» или «хожу на цыпочках»). Это — комплекс самых разных гимнастических упражнений. Акробат, согласно толковому словарю, это не только тот, кто занимается данным видом спорта, но в более общем смысле — очень быстрый и ловкий человек.
Современная акробатика включает спортивные (в первую очередь гимнастические) упражнения — одиночные и групповые, хождение по канату, этюды на трапеции.
Кто такие акробаты?
Иногда акробатику ошибочно отождествляют с цирковым жанром, что в корне неверно. Несмотря на множество сходных элементов, это все же отдельное искусство. Для спортивной акробатики требуется хорошая координация движений, умение сконцентрироваться, чувство равновесия и немалая сила.
Часто слово «акробат» употребляют, подчеркивая высокую степень спортивной подготовки. Занятия этим сложным и эффектным искусством ведут к значительному совершенствованию физических возможностей — быстроты, ловкости, общей выносливости. Акробатические упражнения в гимнастике используются для специальной подготовки и являются основной составляющей вольных выступлений.
Представляют они из себя в основном движения с переворотом через голову. Возможно вращение вокруг продольной, поперечной или переднезадней оси, а также их комбинация.
Классификация акробатических упражнений
Существует три основные группы. Первая — это акробатические прыжки: перекаты, сальто, перевороты. Вторая — балансирование. Сюда входят стойки на плечах, на лопатках, на руках (в том числе на одной руке). Здесь же — упражнения в парах и групповые. Обычно акробаты составляют пирамиды, число участников которых — от трех человек.
Третья группа включает бросковые движения. Что они собой представляют? Название говорит за себя — это подбрасывание партнера с переходом на плечо или на руки (с захватом за бедро, голень, стопу или кисть) или приземлением.
Хорошая подготовка такого типа необходима при выполнении упражнений на гимнастических снарядах.
В программу по физкультуре средней школы также включена акробатика. На уроках дети учатся исполнять кувырки, перекаты, разнообразные стойки, мост и многое другое. Это позволяет им лучше владеть и управлять собственным телом. Акробатика помогает физически развиваться и преодолевать страхи, развивает силу воли.
Условия и инвентарь
Обучение акробатическим упражнениям должно проводиться в безопасных условиях во избежание травм у спортсменов. За местами занятий необходим систематический контроль.
Акробатические упражнения на уроках физкультуры в школах обязательно требуют содержания инвентаря и оборудования в хорошем состоянии. Это — важное условие успешной работы.
Часть элементов (равновесие, шпагат и полушпагат) осваивается прямо на полу. Для выполнения отдельных прыжков подойдет трамплин или стандартный гимнастический мостик. Инвентарь перед занятием проверяют на предмет неисправностей и шероховатостей. Обязательное условие его использования — организованная уборка после урока.
Организация учебных акробатических занятий в школе
Акробатические упражнения на уроках физкультуры в школе начинаются с общего построения и рапорта дежурного. Преподаватель объясняет основную задачу, проверяет наличие формы, отмечает отсутствующих.
Акробатические упражнения для детей противопоказаны в случаях недомогания, переутомления или апатии. В подобных ситуациях учитель должен суметь разобраться состоянии ученика и, при необходимости, временно отстранить от занятия.
В ходе урока пристальное внимание должно уделяться страховке, особенно в рискованных элементах. Уже на первых занятиях важно выработать у детей навыки самострахования, научить ориентации в пространстве и выходу из рискованных положений.
По окончании каждого урока вновь проводится построение, преподаватель озвучивает выводы и замечания. Неорганизованное завершение урока не допускается.
Теперь рассмотрим и систематизируем виды акробатических упражнений.
Группировки
Это согнутое положение тела. При группировках локти прижимаются к туловищу, колени подтягиваются к плечам, кисти обхватывают голени. Спина при этом округлена, голова на груди, колени слегка разведены.
Самые типичные группировки — на спине, сидя или в приседе. Главное требование при их освоении — быстрота действий. Так, из стойки с поднятыми руками быстро приседают и группируются, из положения лежа на спине переходят к группировке с касанием пола затылком и т. п.
Перекаты
Это акробатическое упражнение представляет собой вращательное движение с обязательным последующим касанием опоры. При перекате переворачивания через голову не производятся. Он может иметь вспомогательный характер или являться самостоятельным упражнением. Иногда перекат — связующее звено между основными элементами.
Перекат назад выполняется так: из основной стойки группируются и перекатываются назад до касания пола затылком. Сохраняя группировку, возвращаются к исходному положению.
Другой способ
Вариант — приняв основную стойку, наклониться вперед, руки сзади внизу. Опираясь о пол с прямыми ногами, согнуться, захватив руки под коленями и плавно перекатиться назад, коснувшись кончиками носков пола за головой. Затем перекатиться в положение седа.
При перекатах в сторону тело выводится из равновесия в одну из сторон (правую или левую) . Плечо и предплечье последовательно касаются пола. Перекат осуществляется в противоположную сторону, затем принимается исходная позиция.
Может быть перекат в сторону из седа (так называемый крутой перекат) с ногами вместе или врозь. Другой его вид — перекат в сторону прогнувшись (делается из положения лежа на животе или спине).
Необходимая страховка при этом — стоя сбоку, поддерживать выполняющего подход под бедро одной рукой, другой — под плечо.
Кувырки
Кувырком называется акробатическое упражнение в виде вращательного движения туловища с переворотом через голову. Его особенность — в последовательном касании разными частями тела опоры.
Кувырок назад может быть в группировке или согнувшись. Первый делается, присев в упоре и опираясь руками о пол. Сильно оттолкнувшись руками, нужно перекатиться назад и перевернуться через голову, затем вернуться в присед.
Кувырок согнувшись — приняв основную стойку, наклоняются вперед, садятся, держа ноги прямо. Движение продолжают перекатом назад через спину. Затем выходят в основную стойку.
Подстраховку при этом осуществляют, помогая в момент переворота одной рукой за плечо, второй — под спину.
Сложнее в исполнении тот же кувырок с перекатом через плечо. Выполняется, как правило, из седа, с соединенными ногами и разведенными руками по бокам, путем переката назад.
При касании пола лопатками нужно резко разогнуться, направив ноги вверх. Одновременно повернуть голову вбок и опереться рукой рядом с ней. Перекатиться через грудь, затем через живот. Выпрямить руки и затем поднять голову.
Тренер при выполнении учеником упражнения стоит сбоку и страхует за голени.
Также существует кувырок назад, выполняемый через плечо.
Кувырки вперед аналогично делятся на те, что проводятся согнувшись, в группировке, т. н. длинный с прыжка или из стойки на голове — последний вариант чаще изучают юноши.
Стойка
Так называют акробатическое упражнение, при котором тело принимает вертикальное положение ногами вверх в упоре. Это — вид ограниченного равновесия. Может быть разной категории трудности. Упор делается на плечах, лопатках, руках, голове и др.
Основной вариант — стойка на лопатках. Опора при этом — на затылок, шею, локти и лопатки с поддержкой поясницы. Тренер при этом страхует сбоку за ногу.
Стойка на руках и голове (одновременно) производится из упора присев или седа на пятках, а также из других положений.
Стойка на руках сложна в исполнении в связи с необходимостью держать равновесие, часто сопровождается падением назад или вперед. Равновесие достигается нажатием пальцами или ладонями на пол. Выполняться такая стойка может махом или толчком ног.
При ее выполнении строго обязательна страховка путем придерживания за голень и бедро ноги. Сам выполняющий при падении должен переставить руки или опустить ногу, чтобы не ушибиться.
Для малышей
Методика обучения акробатическим упражнениям для учеников школ с первого по одиннадцатый класс предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Задачи и содержание занятий меняются по мере роста и развития.
Акробатические упражнения для детей младшего возраста не отличаются большой сложностью. В первом классе изучают технику группировок и перекатов. Для поддержания интереса к обучению можно предложить детям изобразить колобка или любое животное. Каждое упражнение закрепляется многократным повтором.
Малыши постарше осваивают кувырки вперед и назад, «мостики», стойки на лопатках.
Для подростков
В пятом — восьмом классах техника акробатических упражнений усложняется, что связано с улучшающимися физическими возможностями учащихся. Увеличивается количество элементов и их разнообразие, вводятся дополнительные движения, возрастает интенсивность нагрузки.
Комплекс акробатических упражнений для детей в этом возрасте включает несколько кувырков подряд с перекатами, стойки на голове и руках, полушпагат и прыжок вверх с прогибом.
Для старшеклассников
Ближе к старшим классам программа для мальчиков и девочек начинает различаться. Юноши осваивают стойку на руках и другие более сложные по сравнению с задачами для девушек элементы.
Комплекс акробатических упражнений для девушек состоит главным образом из упражнений на гибкость. Они обязаны «осилить», например, «мост» с опусканием назад и т. п.
Акробатика как спорт
Спортсмены-акробаты проводят состязания в одиночных прыжках (как мужчины, так и женщины), в парных упражнениях (пара мужчин либо женщин или смешанная пара) и группе. На соревнованиях акробаты демонстрируют комбинации прыжков, а также вольные упражнения.
Группы акробатов исполняют художественную композицию из бросков, балансовых элементов и прыжков.
В тренировках гимнастов акробатике принадлежит большая роль. Прыжки — самое трудное в вольных упражнениях, а многие элементы на снарядах у гимнастов аналогичны акробатическим.
Основные прыжки в акробатике
Переворот чаще всего делается с разбега после подскока махом одной из ног и толчком другой. Руки при этом все время прямые. Ставят их на пол как можно дальше от той ноги, которая служит толчковой.
Переворот прыжком начинается с разбега после прыжка на две ноги с одной (так называемого наскока). При этом производится энергичный толчок сразу обеими ногами с движением туловища и рук под себя, мах назад ногами и резкое торможение.
Рондат – так называют акробатическое упражнение, которое служит для перехода от разбега к упражнениям спиной вперед. От качества его выполнения зависит весь прыжок.
Переворот колесом не имеет фазы полета, в отличие от прыжка. Он производится вращением вокруг воображаемой поперечной оси при махе одной ногой и толчке другой.
Переворот назад делается в два этапа: после ножного толчка и после ручного. Продолжительность и высота обеих фаз почти равны. Важное значение имеет быстрое сгибание ног с последующим торможением перед приземлением.
Прочие элементы акробатики
Существуют и другие виды акробатических упражнений, один из которых — полуперевороты. Большинство из них сложнее переворотов, лишь некоторые довольно просты и служат вспомогательными упражнениями.
Подъем разгибом делается путем энергичного маха обеими ногами, торможения, толчка руками и приземления на прямые ноги.
Курбет (прыжок с рук на ноги), чем-то напоминает переворот назад, вернее, его вторую половину. Посредством маха одной из ног и толчком другой выполняют стойку на руках. Не завершив ее, нужно прогнуться, быстро согнуть ноги в коленях, также быстро их разогнуть и затормозить.
Сальто – самый эффектный, но и самый сложный из прыжков в акробатике. Делается оно, вращаясь назад, вперед или в сторону. Может быть передним, маховым — требующим особой гибкости, а также задним с места.
Заднее сальто прогнувшись — сложный элемент, до его изучения требуется хорошо освоить группировку. Его вариант с поворотом делается с дополнительным вращением и выпрямлением тела.
Пируэт, или сальто с полным поворотом (на 360 градусов), существует в двух вариантах. В первом из них вращение начинается еще в положении опоры, в другом — в свободной (безопорной) стадии.
Акробатика для начинающих — искусство для всех возрастов
Акробатика является одним из самых сложных видов спорта для начинающих. Не думайте, что будет легко выполнять различные профессиональные трюки. Очень многие из них можно выполнить, научившись простым элементам. Под простыми элементами я подразумеваю шпагаты, мостик, колесо… Если приложить много усилий, все получится. Разумеется, получаться будет не сразу. Главное не сдаваться и смело идти вперед!
С чего начать?
А начать вам нужно с разминки. Многие считают это бесполезным занятием, но не многие знают о травмах, возможных при неразогретых мышцах. Нужно уделять ей не меньше трех минут, но это минимум, если вы действительно серьезно хотите начать заниматься этим спортом.
Во-первых, разминка увеличивает возможности мышц. Так они выдержат большую нагрузку, а также боль, испытываемая человеком после тяжелой тренировки, будет меньшей. Также разминка делает мышцы более эластичными, что облегчает участь суставов. Это имеет огромное значение. Не волнуйтесь, сильно болеть мышцы не будут, если не переусердствовать с количеством выполняемых вами упражнений. Главное не спешить.
Рассмотрим примеры разминки.
- Для разогрева рук можно сжать кулаки и около 30 секунд, крутить кисти.
Возьмитесь одной из рук за другую, тянем их вверх, и не просто тянем, а как можно сильнее. - Отлично, теперь понемногу опускайте их за голову. Все, упражнение выполнено. У большинства людей обычно хрустит область в области, немного выше лопаток — это нормально.
- Теперь поговорим о шее. С ее разминкой нужно быть предельно осторожным, ведь свернуть ее проще простого. Вам самим это будет сделать легче, чем с посторонней помощью. Никаких резких движений! Будьте аккуратны. Для начала выполните наклон головы в четыре направления по очереди (вперед, назад, влево, вправо). Хорошо, приступайте к круговым движениям. Сначала в одном, а потом и в ином направлении. Советую закрыть глаза — может закружиться голова.
- Плечи обычно разминают только одним способом — круговыми движениями вперед и назад. Руки при этом должны быть опущенными.
- Разминка торса. Как говорится «руки в боки», выполняем круговые движения туловищем. Еще можно делать такое упражнение: стоим ровно, ноги не сгибаем, стараемся дотянуться пальцами рук к полу.
- Ноги разминаются обычными приседаниями, попытками сесть на шпагат, круговыми движениями голеностопа.
Акробатика для начинающих в домашних условиях. Упражнения
- Профессиональным гимнастом в домашних условиях стать невозможно. Для этого вам точно понадобится опытный тренер, который знает с чего нужно начать. Вы продемонстрируете ему свой уровень подготовки, а он подберет подходящие вам упражнения и режим тренировок.
А теперь об упражнениях, которые вы точно сможете сами выполнить в домашних условиях. - Березка. Думаю, многие уже знают об этом упражнении. Итак, ложитесь на пол, поднимаете ноги вертикально, поддерживая спину руками. Ноги не сгибать. В таком положении находитесь не менее 5 секунд, а вообще, чем дольше, тем лучше. Сделайте несколько подходов.
- Стойка на руках. Этот элемент уже посложнее. У многих, при первых попытках просто сгибаются руки, и они падают лицом в пол. Но если вы покрепче этих людей, не перестарайтесь, чтобы не упасть на спину из-за мощного толчка.
- Очень важный момент — держание равновесия. Один из способов тренировки равновесия таков: станьте на одну ногу, разведите руки в стороны, закиньте голову назад, продержитесь как можно дольше.
- Шпагат. Если вы никогда не питались исполнить данный элемент — будет долго и сложно выполнить его. Разве что вам еще не исполнилось больше восьми лет. Ведь давно известен факт — дети имеют более эластичные мышцы чем взрослые. Им будет намного легче научиться делать шпагат. А вот стандартный способ растягивать мышцы ног — просто пытайтесь выполнить этот элемент, опускайтесь до тех пор, пока не станет больно, в этом положении «пружиньте». То есть насильно садитесь на шпагат, только маленькими рывками.
- Мостик. Лучше выполнять данное упражнение около стены, потихоньку опуская руки все ниже и ниже. Если вы имеете рядом свободного человека, он поможет вам, подстрахует.
Акробатика для детей
Думаю, все родители знают насколько много энергии у маленьких детей. Ее нужно направить в нужное русло. Если с самого детства ваш ребенок будет много двигаться, это положительно повлияет на его здоровье в целом, улучшит обмен веществ, тело станет физически сильнее.
Будет очень хорошо отдать свое чадо в спортивную секцию. После занятий, дома ребятки точно будут вести себя более спокойно, чем раньше. Избыточная энергия ведь уже рассеялась.
Существуют такие виды:
- Цирковая.
- На батуте.
- Спортивная.
Это основные ее направления.
Цирковой вид, является наиболее подходящим для малышей от трех лет. На занятиях они будут выполнять разные гимнастические упражнения. Но так легко будет только один год. Потом сложность упражнений усложнится и будут изучаться разные трюки. Но все это происходит понемногу и постепенно.
Акробатика на батуте. Не думайте, что здесь исполняют обычные прыжки. Специалист будет учить детей всяческим кувыркам и трюкам. Также в программе есть занятия растяжкой и улучшение физической подготовки. Это не только полезно, но и весело. Разве это не прекрасное чувство, когда тебе выталкивает в воздух?
Спортивный вариант — самый сложный. Именно там будут учить профессиональным трюкам. Слишком маленьких детей туда обычно не берут. Отдавать туда лучше детей, которым уже исполнилось 7 лет. Они более развиты физически и смогут оценить сложность для них данного вида спорта. Если они точно знают, что им будет страшно выполнять сложные трюки в будущем и не уверены в себе — лучше не заставлять ребенка — вы лишь навредите ему.
Травмы. Многие родители не хотят отдавать своих любимых детей, из-за переживаний, мыслях о возможных травмах или даже переломах. Риск, конечно же, существует. Но поймите, рядом с вашим ребенком находится профессионал. И главное, начинают то они с элементарных упражнений, при исполнении которых просто невозможно травмироваться.
Акробатика для взрослых
Если вам не больше 45 лет и состояние вашего здоровья нормальное — смело приступайте к занятиям.
Профессионалом вам уже не стать — слишком поздно уж вы рассматриваете этот вопрос. Обычные упражнения уже были описаны выше.
Вы вполне можете приступать к их изучению. Также, можете работать над растяжкой, это облегчит процесс выполнения некоторых трюков. Ну а если вы серьезно решили взяться за это дело — вам обязательно понадобится тренер.
Парная акробатика
Данный вид, вытекает из спортивной. Здесь, для выполнения трюков понадобится напарник. Пары могут быть составлены с двух девушек, двух юношей и пара, состоящая из девушки и юноши. Занятия по парной акробатике – физическая подготовка, развитие всех групп мышц. Силы при поддержках необходимо много. Также развивают выносливость.
Даже для трехминутного выступления потребуется немалая выдержка. Этот вид совмещает элементы с партнером или же в одиночку, головокружительные танцевальные поддержки и многое другое. Вот примеры парного упражнения.
Пирамида — элемент художественной, силовой, пластической акробатики, расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные, композиционно оформленные фигуры. Также существует множество других подобных трюков, только названий своих они не имеют. Объясняется это очень просто. Человек импровизирует, придумывает всякие необычные стойки и поддержки, дать название которым очень сложная задача. Можно привести еще такой, самый понятный пример элементов парной акробатики как стойка одного человека на голове у другого. При этом, человек сверху опирается головой голову другому исполнителю.
Парная акробатика в танце — самый прекрасный и завораживающий вид этого вида спорта. Пара танцует, и во время танца исполняет головокружительные поддержки и трюки. Партнеры должны сильно доверять друг другу, иметь близкие отношения. Это очень важно при исполнении травмоопасных элементов.
Групповая акробатика
Воздушная групповая акробатика — вид спорта, в котором люди создают фигуры при падении. Они могут падать в горизонтальном положении, чтобы живот «смотрел» в сторону земли, или же вертикально. Фигуры, которые они составляют, разные по сложности.
Известно только 2 вида в групповой воздушной акробатике: скоростной (участникам нужно за как можно меньшее количество времени составить из своих тел определенную фигуру, и удерживать ее хотя бы 3 секунды) и на скорость перестановки (когда парашютисты создают как можно большее количество фигур за отведенное им на это время). Также воздушная групповая акробатика разделяется на 4 подкатегории.
Их название зависит от количества парашютистов.
- 2-way FS — коллектив складывается с 3-х спортсменов – записывающего происходящее на видео и 2-ух перформеров, последние осуществляют перестроения в состоянии в горизонтальном положении, личностью к земле. Цель спортсменов – осуществить максимальное число перестроений в протяжение 25 сек. уже после отделы с самолета либо вертолета.
- 4-way FS — коллектив формируется с 5 людей – записывающего на видео и 4 пер-ов. Цель спортсменов – осуществить максимальное число перестроений в протяжение 35 сек. уже после отделы с летательного агрегата.
- 4-way VRW — коллектив складывается с 5 участников – видеооператора и 4 пер-ов. Перформеры осуществляют перестроения в вертикальном положении (двумя ступнями либо головой к земле). Цель спортсменов – сделать максимальное число перестроений в протяжение 35 сек. уже после отделы с летательного аппарата.
- 8-way FS — коллектив сформировывается с 9 парашютистов – держащего камеру и 8 пер-ов. Цель спортсменов – выполнить максимальное число перестроений в протяжение 50 сек. уже после отделения с самолета.
Важно после выполнения указанного им задания отлететь подальше друг от друга. Ведь парашюты могут запутаться и это точно приведет к быстрой и безусловной гибели.
Боевая акробатика
Акробатика в боевых искусствах необходима для уклонения и правильного падения. Главным затруднением при выполнении оказывается умение полностью расслабиться в нужный момент, а потом резко напрячься. Это происходит из-за страха падения. Нужно много практиковаться, чтобы все получилось как надо. Также существует немало видов падений. Например, падение вперед, боковое падение, падение на спину.
Каждая из этих техник оттачивается свои подходом. Исполнить эти падения сложно, но вполне возможно, нужно лишь желание, терпение и усердие. Немалую роль играют также кувырки. Их существует множество. Есть море разных стоек, из которых нужно уметь совершать кувырки. Они помогают как атаковать, так и защититься. Еще в боевых искусствах используется такой акробатический трюк, как сальто. Но он требует больший уровень подготовки чем падения и кувырки.
Пилонная акробатика
Часто этот путают со стриптизом. Но это два совершенно разных понятия. Итак, исполняющие выступают на пилоне, синхронизируя элементы акробатики и хореографии.
Эту разновидность танцев можно разделить на две категории — артистический танец и эстрадный.
Артистический подразумевает состязание людей, для которых создана программа.
Эстрадный танец существует для исполнения перед зрителями или на разных мероприятиях.
Как делать упражнения из гимнастики смотрите в следующем видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Всё о спортивной акробатике: требования к костюму и аксессуарам, порядок оценивания, судейство
Ловкие грациозные акробаты всегда поражали воображение зрителей. Этот вид спорта был известен ещё в далёкой древности. Чтобы стать акробатом, нужно иметь крепкое здоровье, природную лёгкость и гибкость, а также много и упорно тренироваться. Также надо постоянно поддерживать идеальную физическую форму.
Что представляет собой акробатика
Слово «акробатика» произошло от древнегреческого выражения, которое в переводе означает «ходить на цыпочках, ступать по краю, забираться вверх».
Акробатика – это ответвление гимнастики. Акробаты показывают упражнения на гибкость, силу, равновесие, ловкость, балансировку и прыгучесть.
Виды акробатики
Есть два основных вида акробатики:
- Спортивная – комплекс упражнений на балансирование, силу и равновесие. Часто применяется вращение тела.
- Цирковая – комплекс упражнений и приёмов, которые играют важную роль в цирковых представлениях. Этим приёмам в цирковых школах обучают абсолютно всех артистов, в том числе клоунов.
Помимо этих главных видов известны также другие разновидности. Они отличаются друг от друга техникой упражнений и артистизмом.
Спортивная акробатика
Спортсмены готовят разные виды выступлений:
- Сольные – в них акробат в одиночку выполняет различные прыжки, сальто и другие сложные упражнения.
- Парные – два атлета выполняют сложные комбинации из прыжков и перебрасываний.
- Групповые – акробатические пирамиды. В группе могут участвовать 4 мужчин или 3 женщины.
- Прыжки на батуте – отдельный вид спортивной акробатики, который представляет собой сложные упражнения на батуте.
От спортсменов требуется показать отличную технику и координацию движений, а также соблюдение темпа. Если соревнования парные или командные, то очень важна синхронность движений. Элементы не должны повторяться. Жюри оценивает сложность номера и технику его исполнения.
Для состязаний почти всегда требуется спортивный инвентарь:
- Маты – изготовлены из войлока и покрыты кожзамом или плотной синтетической тканью. Имеют квадратную форму. Толщина мата – 15 мм, ширина каждой стороны – 12 м.
- Батут – устройство из прочной эластичной сетки, которая подбрасывает спортсмена вверх.
- Дорожка для прыжков – дорожка длиной 25 м и шириной 1,5 имеет войлочное покрытие, на которое нанесена разметка.
- Снаряды – лонжи (ручные и потолочные).
Спортсмены надевают специальные тапочки. Женщины выступают в специальных купальниках, а мужчины – в специальных брюках и майке. Гимнастикой занимаются спортсмены самых разных направлений. Базовые навыки в спортивной гимнастике развивают ловкость и вестибулярный аппарат. Это полезно в любом виде спорта, поэтому тренировочные разминки начинаются с гимнастических упражнений.
Самые популярные направления внутри спортивной акробатики:
- Лыжная – входит в лыжный фристайл. В прыжке с трамплинов лыжники делают сальто и другие сложные элементы. Судьи оценивают дальность и высоту полёта, элементы, выполняемые в полёте, а также технику отрыва от земли и приземления.
- Парашютная (купольная) – группа парашютистов составляет разные фигуры. Спортсменам нужно выполнять все действия синхронно, чтобы получилась цельная картина. Они отрабатывают навыки не только в воздухе, но и на земле.
Виды трамплинов в лыжной акробатике:
- Сальтовый – имеет высоту 2,1 м и угол наклона 55°.
- Двойной – высота 3,5 м, угол наклона 65°.
- Тройной – 4,05 м (высота) и 70° (угол наклона).
Лыжная акробатика – очень популярное хобби. Парашютная акробатика содержит признаки театрального выступления. Оба эти вида спорта считаются экстремальными.
Цирковая акробатика
В рамках цирковой акробатики выделяются несколько разновидностей:
- Вольтижная – предполагает парное или групповое исполнение. Артист, который стоит внизу, перебрасывает верхнего коллегу с ног на руки и наоборот.
- Прыжковая – прыжки с вращением тела: сольные, групповые, прыжки с подкидными досками, прыжки с трамплина, прыжки на батуте, икарийские игры, а также плечевая, каскадная и темповая акробатики.
- Воздушная (танец на полотнах) – выполнение трюков на высоте с опорой на полотна ткани или на металлическое кольцо с обмоткой из ткани.
- Конная – упражнения, которые циркач выполняет, сидя верхом на коне. К ним относятся различные прыжки, построение пирамид и колонн из нескольких артистов.
- Пластическая – упражнения на плавность и ритмичность движений, а также на гибкость. Выступления проходят с музыкальным сопровождением, причём музыка и трюки должны гармонично сочетаться друг с другом и составлять вместе единый художественный образ. Это одна из самых древних разновидностей акробатики. Именно пластические акробаты изображены на античных вазах. К пластической акробатике относятся построение «живых пирамид» и «гуттаперчевые мальчики».
- Силовая – комплекс упражнений с силовыми приёмами, без прыжков и подбрасываний. Выступления бывают парными и групповыми. Парные номера требуют больше мышечного напряжения, чем групповые. При парном выступлении верхний крафт-акробат выполняет на плечах у нижнего спортсмена стойку на руках (иногда на одной руке). Для этого он использует приём, который называется «стойка жимом». Он может сгруппировать тело, согнуть ноги под прямым углом или выполнить трюк с прямым корпусом. Последний вариант самый трудный. Иногда используются приёмы эквилибристики, например, стойка на голове. В групповых выступлениях участвуют 3–5 человек. Они строят «живые пирамиды»: один участник внизу держит на себе всех, а ещё один спортсмен располагается на самом верху. Остальные помещаются посередине. Циркачи выполняют разные упражнения на поддержку. В конце номера верхний артист выполняет стойку на одной или обеих руках.
- Комическая – циркач выполняет трюки, которые включают комические мотивы. К таким упражнениям относятся падения, перекаты, броски. Комическая акробатика связана с пластической, потому что для неё тоже важны художественные элементы.
- Трюки на рейнском колесе – артист выполняет разные комбинации (перекаты, спирали и др.) на снаряде. Рейнское колесо состоит из двух металлических обручей, которые скреплены скобами. На обручах есть захваты для рук и ног.
В прыжковой акробатике есть множество цирковых прыжков:
- сальто (сальто-мортале) – кувырок тела вперёд, назад или в сторону, который выполняется без опоры; может исполняться как с разбега, так и с места;
- твист – сальто вперёд, которое выполняется с поворотом на 180°;
- пируэт-сальто – сальто вперёд с полным поворотом на 360°;
- кульбит – артист группирует тело и переворачивается «ласточкой»; трюк выполняется с места или с разбегу, вперёд или назад;
- курбет – прыжок сначала в стойку на руках, а затем снова на ноги;
- копфшпрунг – артист переворачивает тело в прыжке вперёд, опираясь на голову (иногда ещё и на руки);
- фордершпрунг – циркач переворачивается в прыжке вперёд, опираясь на руки;
- флик-фляк – артист переворачивается в прыжке назад, опираясь на прямые руки;
- колесо – циркач кувыркается в сторону и опирается на каждую руку и ногу по очереди;
- лягскач – артист ложится на лопатки, а затем резко взмахивает ногами и вскакивает;
- рондад – циркач переворачивает тело вперёд с поворотом на 180°; это связующий элемент между самостоятельными прыжками вперёд спиной с разбега.
Внутри прыжковой акробатики выделяются две разновидности:
- Темповая – серия прыжков, подбрасываний, перекатов. Главная задача циркачей – выполнить трюк быстро и непрерывно. Иногда используются простые реквизиты (стул или стол). Артистов, которые пользуются реквизитом, называют «акробаты-эксцентрики». Их выступления могут прерываться, когда они переставляют реквизит. Отличительная черта эксцентриков – подготовка комических номеров с полноценным сюжетом.
- Каскадная – циркач выполняет прыжок-падение из различных положений (с разбегу, с места, с высоты и др.). Выполняется падение лицом вниз или на спину. Это упражнения на пассировку – смягчение удара при падении. Иногда выполняются парные выступления с бросками и захватами. Каскадёры тоже готовят номера с сюжетом, чаще всего комическим.
В рамках пластической акробатики выполняются одиночные, парные и групповые выступления:
- Одиночные – артист показывает различные трюки. Например, стойку с опорой на зубы с прогибом тела назад. Самый простой и распространённый элемент – мостик (прогиб назад с опорой на ноги и руки).
- Парные выступления выполняются по принципам классического балета. Нижний циркач выполняет поддержку, а верхний – различные упражнения.
- Групповые – построение «живых пирамид». В отличие от правил силовой акробатики, в пластической есть другие принципы построения пирамид. Артисты должны построить такую композицию, чтобы она соответствовала цельному образу. Выступления проходят в театрализованной форме.
Цирковая акробатика требует от человека не только идеальной спортивной подготовки, но и блестящего артистизма.
Характер соревнований
В зависимости от состава и количества участников в спортивной акробатике проводятся соревнования по 5 видам:
- женские пары;
- мужские пары;
- смешанные пары;
- мужские группы;
- женские группы.
В зависимости от программы выступления все соревнования делятся на три типа:
- квалификационные – их цель заключается в том, чтобы присвоить спортсменам то или иное звание, или разряд, а также допустить к более серьёзным и масштабным состязаниям;
- командные – соперничество между командами;
- финалы – заключительный этап соревнований, в ходе которых выбирают победителя.
На всех типах соревнований участники могут выступать в любом составе: одиночно, в паре или в группе.
Процедура измерения участников
Перед состязаниями спортсмены проходят сложную процедуру измерения. При измерении важны абсолютно все показатели с точностью до миллиметра. Каждого участника измеряет профессиональный антропометрист, врач или физиотерапевт. На этой процедуре всегда присутствует один официальный представитель Федерации спортивной акробатики или Технического комитета акробатики, который подписывает протокол. Повторные измерения тоже проводятся в присутствии специалиста ТК АКРО.
Если спортсмены выступают парой или группой, они должны прийти на измерения вместе. С собой надо взять паспорт и карту аккредитации. За прибытие спортсменов отвечают тренер и руководитель делегации. Если спортсмен не явился на измерения без уважительной причины, его отстраняют от выступления.
Сначала проверяют рост. Если у участника нормальный рост, то затем регистрируют его паспортный возраст. Измерения проводятся только для дополнительных исследований.
Повторное измерение проводится после первого упражнения квалификационного соревнования. В протокол вносится лучший результат спортсмена. Можно провести максимум три измерения.
«Нижних», «средних» и «верхних» спортсменов измеряют следующим образом:
- в костюме или футболке, но босиком;
- длину тела от макушки до пяток измеряют электронной рулеткой;
- лёжа на спине, выпрямившись вдоль линии.
Спортсмен должен прижать пятки к стене, вытянуть колени, расслабить плечи и повернуть голову в нейтральное положение. Результаты передаются в верховное жюри.
Между партнёрами в парных выступлениях допускается разница в росте не больше 30–30,9 см. Если разница в росте между мужчиной и женщиной составляет 31–34,9 см, то будет сбавка 0.5. Если разница от 35 см и больше, то будет сбавка 1.0.
При измерении иногда обнаруживаются ошибки:
- голова не касается пола;
- согнуты колени;
- пятки не прижаты к стене;
- кифоз – грудной отдел позвоночника искривлён назад, из-за этого на спине заметен горб;
- лордоз – поясничный отдел позвоночника искривлён вперёд, из-за этого таз и бёдра выпирают спереди.
Если спортсмен отказывается от измерений, его дисквалифицируют. Вслед за ним могут дисквалифицировать всю команду и тренера.
Состав судейских бригад
В состав судейской бригады входят:
- председатель;
- судья по исполнению;
- судья по трудности;
- судья по артистизму;
- судья на времени (дополнительно);
- судья на линии (дополнительно);
- рефери-судья по исполнению;
- рефери-судья по артистизму.
У всех судей должны быть средства общения на языке состязаний. Поблизости должны находиться переводчики.
Судейская униформа
Судьи обязаны надевать униформу Международной федерации гимнастики (ФИЖ). Официальная форма представляет собой строгий комплект:
- Чёрный пиджак и значок ФИЖ. Национальная эмблема должна быть изображена на левом отвороте.
- Белая рубашка или блузка;
- Голубая рубашка или блузка (для председателя).
- Шарф-косынка со значком ФИЖ (для женщин).
- Галстук со значком ФИЖ (для мужчин).
- Женщины надевают чёрную юбку, а мужчины – чёрные длинные брюки.
- Чёрные туфли без острых каблуков.
Причёска должна быть опрятной. Ювелирные украшения должны соответствовать общему стилю и профессиональному образу.
Структура упражнений
К упражнениям предъявляются строгие требования:
- Надо показать упражнения трёх типов: динамическое, балансовое и комбинированное. К каждому типу предъявляются особые требования.
- Спортсмены выступают на помосте размером 12 х 12 с дополнительным оборудованием, чаще всего с матами для приземления.
- Выступления проходят под музыку.
- Номер начинается со статического положения. Затем спортсмен показывает хореографическую композицию и вновь встаёт в статическое положение.
К структуре каждого упражнения предъявляются специальные требования и ограничения.
Продолжительность упражнений
Выступление должно быть коротким и содержательным, поэтому от участников требуется уложиться в строго определённое время. Балансовые и комбинированные упражнения должны продолжаться в течение 2 минут 30 секунд. Максимальная продолжительность динамических упражнений составляет 2 минуты.
Минимальная продолжительность не определена. Время выполнения упражнения можно превысить только на 2 секунды, но не больше. Выполнение упражнения начинается с первых аккордов музыки и завершается в статическом положении с последними звуками музыки.
Состав упражнений
К составу упражнений предъявляются строгие требования:
- В ходе балансовых упражнений спортсмен демонстрирует свою силу, гибкость, ловкость и баланс.
- В ходе динамических упражнений атлет выполняет полёт с бросками и толчками, а также перебросок с полётом перед ловлей.
- Комбинированные упражнения сочетают элементы динамических и балансовых.
- В каждом упражнении есть парные или групповые элементы.
- Максимальное количество элементов трудности в каждом упражнении составляет 8 парных или групповых фигур.
- У каждого упражнения есть специальные требования.
- Уровень трудности упражнений определяется в таблицах трудностей.
- Атлеты должны показать все программные парно-групповые элементы.
- Уровень трудности можно повысить, выполнив индивидуальные элементы. Эти движения тренер выбирает из таблиц трудности.
Разновидности индивидуальных элементов (ИЭ):
- Стойки на руках, плечах, голове, груди, локтях, а также равновесие на ногах, упоры, поддержки, стойки силой.
- Гибкость: шпагаты, мосты, перекидки.
- Прыжки: сальто, переворот, рондад, фляк и др.
- Элементы в позу: кувырки, колесо и др. с приземлением в позу.
Требования к ИЭ:
- Максимальное количество ИЭ составляет 3 упражнения.
- ИЭ не должны перекрывать друг друга.
- Движения со статическим удержанием (стойки и др.) выполняются без поддержки и длятся в течение 2 секунд.
- Спортсменов наказывают за выполнение запрещённых приёмов: будет сбавка 1.0 за каждый элемент.
- Любые идентичные элементы повышают трудность только один раз, но при повторе не засчитываются.
Упражнения должны не только показывать зрителям физическую подготовку спортсмена, но и создавать красивое художественное выступление.
Требования к костюму, аксессуарам и приспособлениям
Костюм и аксессуары оцениваются судьями. Одежда спортсмена должна быть гимнастической и выглядеть элегантно, чтобы дополнять артистический образ. Костюм должен быть удобным, чтобы не пришлось его поправлять. Важно, чтобы он не мешал выступлению.
Требования к одежде:
- Партнёры могут одеваться одинаково или надеть костюмы, которые гармонично сочетаются друг с другом.
- На костюме должна быть видна эмблема страны или спортивной федерации.
- Женщины надевают купальники, комбинезоны или купальники с юбкой, прикрывающей нижнюю часть таза. Более длинные юбки будут мешать, поэтому их нельзя надевать. Юбка не должна задираться. Она должна быть неотделимой частью купальника.
- Запрещено надевать костюмы, похожие на платья, балетные пачки или папуасскую траву.
- У купальников не должно быть узких лямок. Можно носить купальник с рукавами или без.
- Разрешается надевать трико телесного цвета.
- Мужчины надевают купальники с гимнастическими шортами или штанами. Можно носить комбинезоны.
- Все костюмы должны быть облегающими. На них не должно быть свисающих деталей.
- Одежда должна быть скромной.
- Нельзя носить одежду с фоторепродукциями. Запрещены костюмы, стилизованные под униформу.
- Желательно надевать светлые брюки. На тёмных брюках обязательно должны быть нашивки или аппликации светлых тонов.
- Можно выступать босиком или в обуви белого или телесного цвета. Исключение составляют мужчины в длинных брюках: надо надеть чешки или носки.
Много внимания уделено аксессуарам:
- Запрещено надевать серьги, ожерелья, браслеты, шпильки, диадемы, кольца, цепочки, цветы и пирсинг.
- Пояса, кружева, блёстки и камни должны быть прочно пришиты к ткани. Они не должны ранить спортсменов.
- Надо носить безопасные заколки, банты, резинки и ленты для волос.
- Макияж должен быть скромным, без рисунков.
- Фиксирующие приспособления (бинты, пластыри, бандажи) должны быть нейтрального цвета. Пояса и подкладки для головы запрещены.
Костюм должен быть удобным и соответствовать артистическому образу. На нём не должно быть лишних деталей, мешающих спортсмену.
Оценивание упражнений
Судьи оценивают выступления по многим критериям:
- трудность;
- техническое исполнение;
- артистическое мастерство.
Жюри выставляет оценки в соответствии с правилами.
Для оценки используются сокращения
- «А» – артистизм.
- «D» – трудность.
- «Е» – техника.
- «Р» – сбавка из общей суммарной оценки, которую может сделать председатель.
Общая оценка представляет собой сумму всех выставленных оценок по этим четырём критериям.
Сбавки из общей оценки
Председатель судейской бригады выставляет общую оценку (сумма «А», «Е» и «D») и вычитает из неё сумму сбавок.
За что снижают оценку:
- слишком сильная разница в росте между партнёрами;
- упражнение длилось слишком долго;
- команда поздно подала тарифный лист;
- костюм и аксессуары не соответствуют требованиям;
- повторное начало упражнения;
- падение, приземление и шаги за ограничительную линию на ковре.
Судьи по трудности могут снизить оценку за такие нарушения:
- невыполнение специальных требований;
- запрещённые приёмы;
- не зафиксированные в требованиях статические упражнения;
- невыполнение некоторых элементов, указанных в программе, поданной тренером.
За ошибки и недочёты оценка может быть значительно снижена. Спортсмены и тренер заранее подают программу выступления. Все упражнения должны строго соответствовать заявленной программе.
Протесты на оценку
Спортсмены могут оспорить оценку. Для этого они подают протест в верховное жюри. Как подать протест:
- Можно оспорить только оценку за трудность. Оценки за артистизм и технику не оспариваются.
- Если оценка за трудность изменена, то общая оценка тоже пересматривается.
- Можно подавать протесты только на спортсменов из своей федерации.
- Протест нужно подавать сразу после того, как упражнение выполнено, и выставлена оценка.
- Обращение заполняется на специальном бланке в течение 4 минут.
- При подаче протеста федерация делает денежный взнос. Этот взнос возвращается, если оценка не меняется после пересмотра.
Чтобы оспорить выставленную оценку, придётся поторопиться. Надо успеть подать протест за 4 минуты после оглашения результатов.
Федерации
Есть множество федераций, объединяющих спортсменов разных стран и международных игроков:
- Международная федерация спортивной акробатики (IFSA).
- Федерация спортивной акробатики России.
- Федерация спортивной акробатики города или региона (например, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др.).
Все федерации делятся на международные, национальные, региональные и городские.
История акробатики
История акробатики насчитывает несколько тысячелетий. Этот вид спорта был известен в 2300 году до н. э. в Древнем Египте. Тогда акробатикой увлекались все – от простых крестьян до аристократов. Акробатические упражнения были незаменимой частью всех египетских народных праздников.
В Древней Греции акробатика была популярна уже в XV–XIV веках до н. э. Сохранились глиняные сосуды, керамика, фрески с изображением акробатов. Благодаря этим археологическим артефактам стала достоверно известна история акробатики. Сложные физические упражнения можно было увидеть в древнегреческом театре.
Акробатические этюды были элементами праздников, организованных в честь сбора урожая. На острове Крит праздник урожая включал в себя игры крестьян с быками, во время которых нужно было выполнять сложные упражнения. Такая же традиция существовала не только у жителей Крита, но у многих других народов:
- африканское племя фульбе в северной Нигерии;
- таджики;
- баски;
- племя мораван в южной Индии.
В Древнем Риме акробатикой занимались циркуляторы – странствующие артисты. Они зарабатывали на жизнь тем, что показывали представления: ходили по канату, кувыркались, делали другие сложные упражнения. Странствующие артисты плясали на вертящемся гончарном круге, на шесте, который крепился ко лбу. Они стали первыми в истории предшественниками циркачей. Многие из этих артистов постоянно служили в домах богатых римлян, а также развлекали гостей во время пира и театральных постановок.
В Средние века акробатикой занимались только странствующие артисты и участники народных праздников. Церковь осуждала акробатику и не приветствовала такие занятия.
Многое изменилось в эпоху Возрождения. В Венецианской республике были популярны построения акробатических пирамид. Люди забирались друг другу на плечи, и получалась башня. Проводились «конкурсы живой архитектуры». В них побеждали участники, которые построили самую высокую башню.
В XVI веке были напечатаны книги по акробатике с методическими указаниями. Одна из них посвящена спортивному воспитанию детей, а другая содержит подробное практическое руководство для профессиональных гимнастов.
На Руси акробатические этюды показывали скоморохи. Также они плясали, жонглировали разными предметами и показывали фокусы. Скоморохи подвергались жестоким преследованиям со стороны государства и церкви, особенно в XVII веке в эпоху правления царя Алексея Михайловича. Несмотря на это скоморохи продолжали выступать на народных праздниках и развлекать простолюдинов. В первой половине XVII века акробатика начинала делиться на специальности, поэтому скоморохи обучали учеников разным трюкам.
В конце XVIII века в Европе появились стационарные цирки, где регулярно показывались представления. В XIX веке некоторые акробатические упражнения стали обязательными для гимнастики.
Окончательное разделение акробатики на жанры произошло в конце XIX веке. Стрели опубликовал книгу «Акробатика и акробаты». В ней подробно описана методика обучения, техника упражнений, страховка и первая помощь при травмах. Специализация акробатов становилась всё более узкой: почти не осталось тех, кто умел делать всё. Появилось разделение акробатики на спортивную и цирковую.
В 1900 году в Санкт-Петербурге появились любительские кружки по акробатике. С 1901 года до начала войны 1914 года спортсмены часто показывали своё искусство на многочисленных выступлениях. В 1938 году А.К. Бондарев создал стандартные правила соревнований и программу подготовки спортсменов. Всесоюзные состязания по акробатике прошли в 1939 году. В 1974 году состоялись мировые соревнования, на которых призовые места заняли 13 советских спортсменов. В 1975 году в Швейцарии впервые прошёл чемпионат на Кубок мира по акробатике. Акробатика стала олимпийским видом спорта в 2016 году.
Книги по акробатике
Для любителей и профессионалов выпущено множество книг:
- Акробатика. 2 изд. // под ред. Е. Г. Соколова. Это учебник для институтов физкультуры. В нём даются теоретические знания об истории и технике акробатике. Подробно представлена методика обучения гимнастическим упражнениям.
- Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на акробатической дорожке // В.Н. Курысь. – г. Ставрополь. Практическое руководство по выполнению прыжков разной сложности.
- Спортивная акробатика. // под ред. В.П. Коркина. – Москва. Учебник для институтов физкультуры, в котором подробно рассказывается об истории возникновения этого вида спорта. Вторая часть книги посвящена методикам и способам обучения.
В библиотеках или в интернете можно найти самые разные учебники и методические пособия по акробатике. Они предназначены как для профессиональных спортсменов, так и для любителей.
Акробатика – сложный и увлекательный вид спорта. Чтобы успешно им заниматься, надо иметь отличную физическую форму и крепкое здоровье. Этот вид спорта развивает характер, упорство и силу воли. Для здоровья каждому человеку полезно выполнять простые гимнастические упражнения.
Источник https://fb.ru/article/167983/akrobaticheskoe-uprajnenie-vidyi-klassifikatsiya-akrobaticheskie-uprajneniya-na-urokah-fizkulturyi
Источник https://vreticule.com/life/health/sport/akrobatika-dlya-nachinayushhih/
Источник https://alvin-almazov.ru/rules/vsyo-o-sportivnoj-akrobatike-trebovaniya-k-kostyumu-i-aksessuaram-poryadok-ocenivaniya-sudejstvo/