Сборник подвижных игр для развития двигательной активности детей подготовительной группы
Цель: упражнять детей в беге с преодолением препятствий в естественных условиях; с разной скоростью, с увертыванием от ловящего; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.
Содержание игры:дети встают в круг по двое: один игрок спиной к другому. Из числа играющих выбирается водящий. У него в руках камешек (палочка, флажок и т. п.). Водящий идет по кругу, за спинами у игроков. Незаметно останавливается у одной из пар кладет на землю камешек и продолжает движение. Задача игрока, которому за спину положили условный предмет – быстро поднять его и догонять водящего. Водящий бежит вокруг игроков, стараясь увернуться от Ловишки. Он может забежать в круг и встать перед любым игроком из пар.
Правила: в этом случае игрок, оказавшийся третьим, должен немедленно начать бег от Ловишки. Если его поймали. Он сам становится водящим, и игра повторяется сначала.
«Карусель»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Содержание игры: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот».
Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место.
«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.
Оборудование: Кегли, кубы по числу звеньев.
Содержание игры:дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д., по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.
Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
«Мы весёлые ребята»
Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроку хором произносят:
«Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три, лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.
Варианты: Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега.
«Гуси — лебеди»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Оборудование: не требуется.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
Гуси останавливаются и отвечают хором: га-га-га.
Пастух: есть хотите!
Пастух: так летите же домой.
Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет.
Пастух: так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей.
Правила: После 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.
«Сделай фигуру»
Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную позу.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.
Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.
«Караси и щука»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя – щука – она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих, и присесть за камешки.
Правила: Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.
Варианты: караси плавают не только в кругу, но и между камней, щука находится в стороне. Можно выбрать две щуки.
«Ловишки»
Цель:развивать увёртливость, ловкость, быстроту.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры:дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, что бы Ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойманным.
Правила: после 2-3 пробежек, пойманные подсчитываются. Выбирают нового Ловишку.
«Птица без гнезда»
Цель: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание: по команде воспитателя “Все птицы в полет!” птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит “Птицы в гнезда!”. Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.
Правила: после команды “Птицы в полет!” играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды “Птицы, в гнезда!”. Игру можно проводить с музыкальным сопровождением.
«Пчелки»
Цель: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.
Оборудование: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, площадка.
Содержание: за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока – “пчелки”. Ребята высоко поднимая колени, идут к “пчелкам” и приговаривают
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и колючки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся не упал.
После этих слов останавливаются вблизи от “пчелок”.
Глянь, дупло высокой елки…
Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:
Вылетают злые пчелки!
“Пчелки” начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:
Ж-ж-ж – хотим кусать!
А ребята хором отвечают:
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!
После этого ребята убегают домой. За ними гонятся “пчелки”. Каждая хочет ужалить – запятнать кого-нибудь из играющих.
Правила: выигрывает тот, кто ни разу не был ужален. Ужаленные становятся “пчелками” и идут играть с остальными.
«Паук и мухи»
Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание: С помощью считалки выбирается водящий — паук, остальные дети — мухи. «Паук» стоит в стороне, «мухи» бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя «мухи» должны замереть, т. е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. «Паук» обходит играющих и затем того, у кого заметит хоть малейшее движение, забирает к себе.
Правила: Игра повторяется несколько раз, затем пауки меняются. В заключение воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.
«Зима-лето»
Цель: развитие выносливости, скорости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.
Оборудование: предмет (например, кружок, окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).
Место проведения: спортивный зал, площадка.
Содержание:в игре участвуют две команды: “Зима” и “Лето”. Как только руководитель игры воскликнет “Зима!” или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, “зима” становятся преследуемыми и убегают. “Лето” — ловцы преследуют “зиму”, чтобы запятнать их в пределах поля. По команде “Лето!” участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
В зависимости от размеров площадки и исходных позиций игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
Варианты: введение различных исходных позиций: в упоре или приседе. Смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.
Игры, направленные на развитие прыжков
«Не оставайся на полу»
Цель: учить детей бегать по залу врассыпную, запрыгивать на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивать с них легко на носки полусогнутые ноги. Закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Оборудование:скамейки, кубы, пеньки.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: выбирается Ловишка, который бегает по залу вместе с детьми. Как только воспитатель произнесёт — «Лови!» — все убегают от ловишки и взбираются на предметы – скамейки, кубы, пеньки. Ловишка старается осалить убегающих.
Правила: дети, до которых дотронулся Ловишка, отходят в обусловленное место.
Варианты: выбирается 2 Ловишки, бегают разными видами бега, использовать музыкальный сигнал.
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: дети стоят по кругу в центре воспитатель. Он держит в руках верёвку на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног.
Правила: описав 2-3 круга делается пауза, и подсчитываются пойманные.
Варианты: тех детей кого поймали, выходят из игры, так пока не останутся самые ловкие.
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: на земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80 см. двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками. стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из — болота.
Варианты: соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».
«Кто скорее по дорожке»
Цель: Закрепить умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед, не выходя зa пределы дорожки.
Оборудование:палочки, шишки, камешки, льдинки.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание: Из палочек, шишек, камешков, льдинок выкладывают 4—5 узких дорожек (ширина 20 см, длина 5-6 м). 4—5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух ногах к концу, где лежат кубики или воткнуты в землю небольшие палочки.
Правила: выигрывает тот, кто первым закончит прыжки. Усложнение: выполнять прыжки на одной ноге; перепрыгивать положенные каждому на дорожке 4—5 невысоких предмета (кубики, камешки); выполнять прыжки боком
«Не попадись!»
Цель: развитие скорости, быстроты реакции, внимательности.
Оборудование: не требуется.
Место проведения: спортивный зал, площадка.
Чертится круг. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из играющих водящим, который заходит внутрь круга в любом месте. Играющие запрыгают через линию в круг и, не поворачиваясь, прыгают назад. Водящий бегает в круге, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим (но продолжает участвовать в игре). Через 30-40 с воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся водящий.
Правила: Линию круга нельзя переходить, ее можно только перепрыгивать. Водящий может касаться играющего в любой момент, когда он в круге, при прыжках вперед и назад, но только не за кругом. До начала игры воспитатель показывает детям, как нужно перепрыгивать через линию круга и обратно, отталкиваясь двумя ногами. При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не стояли на месте, а прыгали.
Игры, направленные на развитие метания
«Охотники и зайцы»
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры: выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах или на правой, или на левой поочерёдно в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» — зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
Варианты: охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет, они просто увёртываются от мяча.
«Попади в обруч»
Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь. Развивать глазомер, точность броска.
Оборудование:мешочек с песком, обруч.
Место проведения:спортивный зал, площадка.
Содержание игры:дети стоят по кругу диаметром 8-10м. через одного в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.
Варианты: забрасывать мешочки двумя одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях.
«Сбей кеглю»
Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу точность броска.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание игры: на одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м., от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.
Бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.
«Из обруча в обруч»
Цель: совершенствование навыка бросания мяча в неподвижную горизонтальную цель.
Оборудование:мяч, 3 обруча.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание игры:игроки каждой команды строятся в две колонны, которые располагаются одна напротив другой. На расстоянии 2—3 м от первого игрока на полу вплотную друг к другу лежат 3 обруча (или начерчены 3 круга диаметром 80—100 см). Игрок по сигналу бросает мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго обруча и, подскочив еще раз, попал в третий. Игрок с противоположной стороны ловит мяч и таким же образом бросает его назад. Оба игрока после броска мяча должны переходить в конец колонны.
Правила:игра продолжается до тех пор, пока все игроки не поменяются местами условленное число раз. Выигрывает команда, которая быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.
Цель: обучение ловле мяча, развитие ловкости, координации движений и быстроты реакций.
Оборудование:брусок, дощечка, мяч.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание игры: посреди игровой площадки кладется кирпич (круглая короткая палка диаметром 7—10 см, деревянный брусок и т. п.). На него под углом, чтобы нижний конец касался земли (пола, кладется дощечка шириной 6—3 см. На нижний конец дощечки помещают небольшой мячик. Из числа играющих выбирается один водящий. Остальные дети становятся вокруг мяча, Воспитатель стоит в стороне, наблюдая за игрой. Водящий с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки так, что мяч летит вверх.
Все играющие дети стараются поймать мяч, не дав ему коснуться пола (земли). Поймавший мячик становится водящим, а игра начинается сначала. Если мяч упал, не пойманный никем, то остается прежний водящий. После окончания игры воспитатель подсчитывает, кто больше раз был водящим.
Правила: при ловле мяча нельзя применять силу, отталкивать других играющих, вырывать мяч из рук.
«Кольцеброс»
Цель: развивать меткость и ловкость, координацию движений, сноровку.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание: Игрок должен накинуть кольцо на стержень кольцеброс. Чем дальше кольцеброс, тем сложнее выполнить задание.
Игры, направленные на развитие лазания
«Кто скорее доберётся до флажка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, подлезать под дугу удобным способом, бегать на перегонки. Развивать умение соревноваться, передавать эстафету.
Оборудование:обручи, шнур, флажки, дуги.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание игры: дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.
Варианты: вводится усложнение: натягивается верёвка на высоте – 60см, дети должны не касаясь руками пола подлезть под шнуром.
«Медведь и пчёлы»
Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание игры: дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья, жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаёт сигнал: «Медведи!» пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
Правила: с гимнастической стенки нужно слезать, а не спрыгивать, не пропуская реек.
«Перелёт птиц»
Цель: Совершенствовать навыки детей лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, используя чередующийся шаг.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание: дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» — бегают по площадке, по сигналу «буря» — влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы веем хватило места па лестницах (3—4 ребенка на пролете).
Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу ; слезать до конца, не спрыгивая.
«Котята и ребята»
Цель: закреплять умения детей лазать по гимнастической стенке чередующим шагом, не пропуская реек; действовать по сигналу.
Место проведения:спортивный зал, площадка
Содержание: подгруппа детей изображает котят, остальные— их хозяева (у каждого I—2 котенка). Котята на заборчике— на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке- «Молока, кому молока»,—- говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают— просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут; «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила; по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).
Рациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.
Центр для развития двигательной активности детей на летней площадке В этом году на участке детского сада создали Центр для развития двигательной активности детей с целью организации физкультурно-оздоровительной.
Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол — гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.
Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.
Ледяные постройки на участке для развития двигательной активности детей На нашем зимнем участке созданы все условия для развития двигательной активности детей. Все ледяные персонажи и постройки используется детьми.
Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей своими руками «Прыгающее кольцо» У наших ребятишек энергии хоть отбавляй, им бы бегать, лазить, прыгать. Задача взрослых всю эту неуёмную энергию направить в мирное русло,.
Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.
Подвижные игры для подготовительных групп детского сада
Подвижные игры в детском саду являются обязательными. Они развивают ребёнка физически, повышают концентрацию его внимания и стимулируют память. Игры проводятся ежедневно. В них участвуют все дети и воспитатель. Игровая деятельность проводится на свежем воздухе и в помещении.
Организация подвижных игр в подготовительной группе
В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.
Подвижная деятельность в детском саду
Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.
Игровая деятельность оказывает следующее влияние:
- Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
- Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
- Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
- Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.
Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.
Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия. Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.
Требования к организации подвижных игр
Подвижные игры должны соответствовать требованиям, разработанным Министерством Здравоохранения и входить в образовательный стандарт. Они составлены с учётом возраста, физических возможностей и места проведения.
Проведение упражнений в соответствии с разработанными нормами
Нормы проведения включают в себя следующие предписания:
- количество отведенных часов на физическую активность в неделю не должно превышать более 8;
- должны проводиться ежедневно. Утром длиться не более 15-30 мин, а вечером — 15-20 минут;
- занятия с активной физической нагрузкой не должны продолжаться более получаса;
- в зависимости от погодных условий и времени года нужно выделять как минимум один день в неделю для забав на свежем воздухе;
- все обязательно должны иметь спортивную одежду во время занятий.
Обратите внимание. Время, отведённое для занятий, должно состоять из активных упражнений. Они занимают по времени от общей продолжительности занятия: до 80% на свежем воздухе и до 70% внутри помещения.
Педагог, прежде чем подобрать и организовать игру, должен учитывать следующие моменты:
- Чтобы она была увлекательной и принесла пользу, стоит ориентироваться на физические возможности. До её окончания малыш не должен устать и потерять интерес. Все движения должны легко запоминаться и без труда повторяться.
- Если в ней используется сказочный персонаж, то он должен быть знаком. При ознакомлении с новым героем, предварительно стоит рассказать о нём.
- Постепенно стоит усложнять: вводить более сложные правила, движения делать более активными и направленными на координацию.
Педагог должен чётко знать, какой навык во время игры должен быть развит. Это может быть: умение играть на большой площади, развития равновесия и координации движения, навык сотрудничества в паре и другое.
Командный результат зависит от слаженных действий
Количество участников и время проведения:
- Игра должна быть подобрана так, чтобы в ней участвовали все. Никто не должен оставаться в стороне.
- Если ранее была спокойная деятельность, то скопившуюся энергию нужно выплеснуть через активные движения. И, наоборот, незадолго до сна или перед занятиями, требующей концентрации, забавы стоит подбирать спокойные, без соревновательного характера.
Обратите внимание. Также все игры стоит подбирать в зависимости от наличия спортивного инвентаря.
На каких занятиях проводятся подвижные игры
Весь комплекс игровых действий распределён на несколько временных промежутков в течение дня.
Проведение игр по времени:
- Утренние. Длятся не более 10-15 минут. Могут завершиться гимнастическими упражнениями.
- После завтрака. Она не должна состоять из действий, требующих физической нагрузки.
- Вечерние. Проводятся после полдника. Могут быть активными и продолжительными по времени.
- Пятиминутки. Их проводят в виде перерыва во время занятий, требующих усидчивости. Дети выполняют комплекс упражнений в игровой форме. Пятиминутку можно провести возле парт и столов, отойдя от них на пару шагов.
- Во время прогулки. Педагог занимает весёлой деятельностью на свежем воздухе.
Обратите внимание. Во время занятий воспитатель должен уделить внимание детям, не успевающим за сверстниками в некоторых видах игровой деятельности. Ребята могут повысить координацию с помощью инвентаря, забав с мячом, прыжками через скакалку.
Виды подвижных игр для подготовительных групп
Все подвижные игры можно разделить на несколько категорий. К ним относятся:
- Сюжетные. Здесь используются образы сказочных героев. Малыши вживаются в роль и пробуют повторить повадки и движения персонажей.
- Бессюжетные. Смысл заключается в воплощении замысла — построить фигуру с помощью товарищей по игре. Для этого детям нужно уметь объединять усилия для достижения результата.
- Спортивные. Педагог учит ребят основам взрослых занятий, таких как футбол, баскетбол, теннис и другие. При данной деятельности используется инвентарь.
- Народные. Они просты и основной задачей является сплочение детского коллектива. Элементами игры служат хороводы, ручеек и гуси-лебеди.
Требующие разной физической активности:
В разное временя суток и места проведения, малышей нагружают физической упражнениями разной интенсивности: от лёгкой до средней или активной.
Различающиеся по целенаправленности движений:
В зависимости от занятий и физических возможностей ребят, забавы подбираются для оттачивания определённого навыка. К ним относятся: метание мяча, бег и прыжки через препятствия, лазанье по канату и другие.
Классификация игр по степени подвижности
Цель подвижной игры для детей подготовительной группы — создать условия для развития силы, скорости, умения выдерживать нагрузки, ловкости, пластичности, координации движений и способности ориентироваться в пространстве.
Игровая деятельность по степени интенсивности физической нагрузки делится на три группы:
С небольшой динамикой. Движения плавные, не интенсивные и не резкие, с небольшими наклонами и поворотами. Такие игры предназначены для снятия напряжения после продолжительного сидения в одной позе, а также помогают расслабиться.
Обратите внимание. Подходят для проведения зимой.
- Создание фигур. Ведущий озвучивает нужный образ, а участники пробуют его изобразить.
- Замри-отомри. Дети свободно ходят и по команде ведущего замирают.
Со средней динамичностью. Ребята совершают во время игры активные движения. Они ходят бодрым шагом, приседают, прыгают и делают упражнения с инвентарём. Игры помогают укрепить физическую форму и развить координацию движений.
Забавы со средней динамикой
- С мячом. Задача попасть в цель. Это может быть кегля или другой ориентир.
- Передача предметов. Участники преодолевают несложное препятствие в виде узкой полосы или обогнуть столб, чтобы передать предмет следующему члену команды.
С повышенной динамичностью. Занятия состоят из упражнений, которые быстро сменяют друг друга. Ребёнок бегает, активно прыгает и приседает. Часто используется инвентарь.
- С мячом. Дети перекидывают мяч друг другу или участвуют в другие спортивные игры.
- С воспитателем. Педагог предстаёт в образе персонажа, который ловит детей.
- Соревнование. Делятся на команды и выполняют ряд действий, направленных на общекомандный результат в виде победы.
Картотека подвижных игр с целями по ФГОС
Воспитатель выбирает игру из программы, предложенной и разработанной ведущими педагогами. Игры, предложенные в ней, ориентированы на всестороннее развитие ребёнка в физическом, эмоциональном и умственном плане.
Обратите внимание. Подвижные игры в подготовительной группе по картотеке с целями по фгос рассчитаны на проведение в любую погоду.
Для проведения на улице
Проведение занятий на свежем воздухе
В хорошую погоду, а также весной и осенью на свежем воздухе воспитатель может занять детей следующими играми:
- Весёлые ребята. Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог находится в середине и даёт команду к движению. Дети начинают двигаться по кругу и петь:
Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови!
Дети разбегаются, педагог их ловит. Пойманные ребята отходят в сторонку. Оставшиеся смыкают круг и снова поют, ведя хоровод.
Роль ловца может быть предложена любому из детей. - Иголочка. Дети берутся за руки и выстраиваются в ряд. Направляющий начинает движение проходя между детьми и окружающими предметами. Не расцепляя рук, малыши должны следовать друг за другом.
- Мышеловка. Ребята делятся на две неравные группы. Маленькая группа представляет собой мышеловку, остальные дети мышей. Дети из группы мышеловки сцепляют руки и становятся в круг. Начинают хороводное движение. Остальные бегают вокруг круга и забегают в него. По команде дети-мышеловки присаживаются на корточки. Те дети-мышки, кто остался в круге, считаются пойманными.
- ПДД. Дети знакомятся с правилами дорожного движения и учатся переходить дорогу на зеленый свет.
Для игр в помещении детского сада
Для проведения забав внутри помещения в зимнее время и в плохую погоду стоит выбирать менее интенсивные по действиям.
К ним относятся:
- Пять шагов. Участвуют одновременно несколько детей. Они становятся в ряд, а затем быстро делают шаги по прямой. На каждом шаге приостанавливаются и произносят слово. Слова выбираются из одной категории: имена, фрукты, названия животных.
- Неправильное движение. Дети становятся в круг, а педагог в центре. Он делает 5-6 несложных движений, одно из которых неправильное и его нельзя повторять. Далее, дети пытаются воспроизвести все движения и пропустить неправильное.
- Повтор. Педагог располагает детей напротив себя и предлагает изобразить какое-то животное или предмет.
Коллективные упражнения в помещении
Внимание! Больше игр можно найти в специализированной литературе.
При проведении подвижной игры в подготовительной группе, педагог должен ориентироваться на приготовленный заранее конспект, в котором прописан план подвижных игр.
При его составлении стоит ориентироваться на следующие рекомендации:
- Мероприятие не должно длиться более получаса.
- Перед началом игры воспитатель должен заинтересовать детей. Рассказать о предстоящем веселье. По времени это не должно занять более нескольких минут.
- Объяснить правила. Проконтролировать, чтобы все дети поняли. Для этого ребята должны сами проговорить основные правила. Стоит отвести на это 2-4 минуты.
- Сама игра длится 15-20 минут. Воспитатель контролирует процесс и старается вовлечь в неё всех детей. Все возникающие конфликты и обиды старается устранить.
Обратите внимание. В конце воспитатель подводит итоги и спрашивает мнение ребят. Важно узнать, понравилось ли занятие, были ли сложности или, наоборот. Стоит уложиться в несколько минут.
Методы анализа проведения подвижных игры
Чтобы всесторонне развить ребёнка и скорректировать его поведение, нужно проводить ежедневный анализ по нескольким характеристикам и заносить в специальные карточки.
Педагогу стоит обращать внимание на следующее:
- Игра должна соответствовать времени её проведения.
- В процессе стоит выявлять лидеров и стеснительных детей. Предлагать им другие роли для полноценного развития личности и воспитания волевых качеств.
- Следить за поведением детей во время игры. Воспитывать в них уважительное отношение к членам коллектива.
- Обращать внимание на физическое состояние ребёнка и подбирать некоторым детям особые игры для развития навыков, которые недостаточно у них развиты.
- Мотивировать детей на повторение некоторых действий для развития дисциплины и силы воли.
Обратите внимание. Своевременное внесение корректировок в план будущих игр позволяет вовлечь всех детей в игру и сделать её не только полезной, но и весёлой.
При правильном подборе и организации подвижных игр происходит всестороннее развитие детей. Пробуждается интерес к новому и стремление к победе. Нервная система не перенапрягается и в большинстве случаев снимается избыточное напряжение. Дети всесторонне развиваются и учатся взаимодействовать с коллективом.
Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС с целями для воспитателя
Подвижные игры в ДОУ должны включать бег, прыжки, кувырки и лазанье. Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС с целями включает несколько видов таких забав. Чередование игр разной интенсивности поможет разнообразить физическую деятельность детей, избежав переутомления.
Подвижные игры и ФГОС
В ФГОС ДО отмечается важность сохранения и укрепления физического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Указывается на необходимость создания такой образовательной среды, которая будет способствовать формированию у них различных двигательных навыков; развитию координации, смекалки, ловкости, точности, гибкости и морально-волевых качеств; овладению умениями играть по правилам; расширению знаний об основных видах спорта.
Игры высокой подвижности
К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.
Морозко
Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.
Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.
Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.
Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.
Совушка
Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.
Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки. Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время.
Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.
Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.
Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.
Часики
Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.
Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.
В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.
Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.
На охоте
Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.
Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.
Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.
Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.
Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.
Игры средней подвижности
Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС включает игры, предполагающие среднюю активность детей. Это возможно при командной организации игры, поочередном выполнении задания, более спокойном перемещении во время игры.
Огород
Цель: расширить знания детей об овощах; учить выполнять игровые действия поочередно, передавать эстафету; развивать точность, умение действовать по алгоритму; воспитывать соревновательный дух.
На подготовительном этапе воспитатель проводит беседу о выращивании овощей. Можно попросить детей назвать овощи, какие они знают, рассказать, как они выглядят, для чего используются. Воспитатель напоминает, что сначала нужно посадить в землю семена, ухаживать за растениями и потом сорвать плоды.
Детей делят на две команды, и каждая из них выстраивается в колонну. Впередистоящие игроки обеих команды получают корзинки с одинаковым набором овощей. Перед ними по прямой линии расположено несколько «лунок», в конце стоит фишка.
Задание следующее: пробежать по дорожке, по ходу опуская в каждую «лунку» по одному овощу. Затем оббежать вокруг фишки и на обратном пути собрать «выросший урожай». Вернувшись к своей команде, передать корзинку с овощами следующему игроку и стать в конце колонны.
Игра носит соревновательный характер — победит та команда, которая быстрее справиться с заданием.
Кочки
Цель: расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.
Перед началом игры создаются две дорожки из кочек. Дети делятся на две команды.
Задание игры: пройти по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. Нельзя оступиться и сойти с кочки. В таком случае участник должен вернуться на стартовую линию и приступить к выполнению задания заново.
Игра заканчивается, когда все участники одной команды перейдут на другую сторону болота. Победит тот, кто сделает это первым.
Флажки
Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать внимательность; расширять знание детей о цветах.
Перед игрой каждый участник получает значок определенного цвета, и расставляются соответствующие флажки по всей комнате. В начале игры включается музыка. Пока музыка звучит, дети в произвольном порядке прогуливаются по комнате.
Как только музыка будет выключена, все игроки должны подбежать к своему флажку. Определяются дети, которые замешкаются или ошибутся с цветом флажка.
- должен следить, чтобы участники ходили по всей комнате, а не находились все время рядом с нужным флажком.
Успей схватить
Цель: учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.
Дети выстраиваются по кругу, а в центре складывают предметы (игрушки, кубики, кегли). Их количество должно быть на один меньше, чем игроков.
Все участники начинают двигаться (идти, бежать вприпрыжку). Когда прозвучит сигнал (хлопок, свисток, выключение музыки) каждый должен взять по одному предмету в руки. Тот, кому ничего не достанется, выходит из игры.
Один предмет убирается, и игра проводится заново. В конце игры остается самый ловкий участник.
Игры малой подвижности
Также в картотеке подвижных игр в подготовительной группе содержится описание игр малой подвижности. К ним относятся такие, в ходе которых дети спокойно перемещаются, а сама игра имеет низкую интенсивность.
Угадай по голосу
Цель: развивать слуховое внимание; помогать детям лучше узнавать друг друга; формировать умения сопоставлять, определять знакомые звуки, идентифицировать их.
Дети берутся за руки и становятся в круг. Среди них выбирается один водящий. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга.
Все участники идут по кругу и произносят:
Убежал наш колобок,
Закатился он в лесок.
Кто его позвать бы мог?
Угадай, чей голосок.
После этих слов один из игроков зовет «Колобок!». Водящий должен угадать того, кто это скажет. Если ответ ошибочный, то ему дается еще одна попытка. Если получен правильный ответ, то говоривший игрок становится водящим.
Что умеем — покажем
Цель: расширять знания детей о разных видах домашних обязанностей, профессиональной деятельности; развивать творческие способности, наблюдательность.
Дети собираются в комнате. Воспитатель проводит беседу о том, какими делами занимаются их родители, чем дети помогают им. Далее он сообщает, что нужно будет не на словах, а на деле показать, как они это делают.
Один участник выходит за дверь. Дети договариваются между собой, какое именно действие они будут показывать. Каждый ребенок должен сам придумать способ это изобразить.
После возвращения ведущего дети говорят: «Что умеем — мы не скажем, а сейчас тебе покажем». Затем каждый по очереди имитирует нужное действие. Задание ведущего — угадать, что ему показывают.
Что изменилось
Цель: развивать внимание, память и наблюдательность; учить анализировать и сравнивать; приучать следить за порядком; воспитывать аккуратность.
Дети собираются в комнате. Среди них выбирается один участник, который должен выйти за дверь. В его отсутствие некоторые предметы меняются местами.
Можно выбрать такой вариант, когда предмет на новом месте будет выглядеть нелепо. Другой вариант: замена предметов не будет явно «бросаться в глаза». Можно переставить сразу несколько предметов.
После этого игрок возвращается в комнату и пытается определить, что изменилось в комнате.
Летает — не летает
Цель: развивать внимательность, собранность, умение управлять своими действиями; учить анализировать, классифицировать; расширять знания детей о птицах, видах транспорта.
Дети выстраиваются в один ряд. Воспитатель стает перед ними и объясняет условия игры: если будет назван предмет, который умеет летать (как одушевленный, так и неодушевленный), то нужно помахать руками. В противном случае следует стоять не двигаясь.
- начинает называть слова. При этом он тоже периодически взмахивает руками, пытаясь запутать детей. Кто из участников игры ошибется — выходит из строя. В конце игры остается самый внимательный ребенок.
К подобным играм относятся такие: «Съедобное — не съедобное», «Нос — пол — потолок», «Сигнал».
Участие в играх требует от детей точности в выполнении заданий и умения действовать по команде, дает возможность проявить физические усилия, вызывает позитивные эмоции. Таким образом происходит физическое развитие детей в естественной для их возраста форме.
Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-podvizhnyh-igr-napravlenyh-na-razvitie-dvigatelnoi-aktivnosti-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
Источник https://vospitanie.guru/fizicheskoe/podvizhnye-igry-dlya-podgotovitelnyh-grupp-detskogo-sada
Источник https://pedsovet.su/dou/6423_kartoteka_podvizhnyh_igr_v_podgotovitelnoy_gruppe