Что такое адаптивная физическая культура и её функции

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

Что нужно человеку для счастья? На самом деле, не так уж и много – возможность жить полноценной жизнью. Видеть, слышать, осязать, двигаться, возможность заниматься тем делом, которым любишь. Каждый может добавить в этот список что-то свое. Но начинается он всегда одинаково – это наше здоровье, которое не купишь ни за какие деньги.

А как быть тем людям, которые имеют ограниченные возможности? Сейчас не в ходу слово «инвалид». Ребенок или взрослый с ограниченными возможностями. Это не вопрос толерантности. Это вопрос человечности и этики. Достаточно просто посмотреть, как слепые участвуют в состязаниях по биатлону, люди с протезами нижних конечностей бегают марафоны и т. д.

Адаптивная физическая культура – одно из направлений воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое помогает не оставаться им «за бортом» современной жизни, помогает становиться полноценным членом общества, социализироваться и т. д.

Адаптивная физическая культура – что это?

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура (АФК) соединила в себе множество дисциплин – медицина, анатомия, коррекционная педагогика, патология и др. Вся деятельность специалистов по АФК направлена на лечение, реабилитацию и социализацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Важную часть в АФК занимает не только лечение и реабилитация людей с ОВЗ, а их социализация, возможность показать им новые стороны их жизни, подарить положительные эмоции и т. д.

Это ни с чем несравнимая радость от возможности двигаться, узнавать что-то новое, общаться с другими людьми, возможности справиться со своим недугом тем или иным образом. Сказать себе – я могу, я делаю, я живу, несмотря ни на что. Обычным людям, возможно, сложно будет это понять, ведь физические возможности воспринимаются нами, как некая данность.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура

Целью адаптивной физической культуры является здоровье человека с ОВЗ: развить жизнеспособность, обеспечить функционирование имеющихся физических возможностей (насколько позволяют имеющиеся ограничения по здоровью), максимально улучшить характеристики физического и психического здоровья.

На пути к этой цели специалисты по АФК решают следующие задачи:

Коррекционная и компенсаторная работа проводится с имеющимися физическими отклонениями (основное заболевание и сопутствующие), профилактическая работа направлена на повышение иммунитета, укрепление здоровья и физических сил, улучшение общего состояния. Воспитательная и образовательная работа направлена на социализацию людей с АФК, повышение уровня уверенности в себе, обучение взаимодействию с другими людьми и т. д.

Функции адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура

В АФК можно выделить четыре группы функций:

реабилитационная функция включает в себя коррекционную, компенсаторную и профилактическую деятельность;

педагогическая функция включает в себя образовательную, воспитательную и профессионально-подготовительную деятельность;

функция физического воспитания и спорта включает в себя развивающую, соревновательную и творческую деятельность;

социальная функция включает в себя гуманистическую, социализирующую и коммуникативную деятельность.

Давайте более подробно остановимся на каждой из этих функций.

Реабилитационная функция АФК

Коррекционная деятельность в рамках реабилитации направлена на лечение и коррекцию основного и сопутствующего (их может быть несколько) заболевания и вызванных им вторичных отклонений в физическом состоянии.

Специалист по АФК, выполняя реабилитационные действия, подбирает специальный комплекс воздействий на организм ребенка или взрослого с ОВЗ, при помощи физических упражнений. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие (обучение и воспитание через упражнения или игру) для того, чтобы воздействовать не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние пациента (его сенсорную систему, интеллект и т. д.). Данная деятельность так же затрагивает эмоционально-волевую сферу, познавательную и поведенческую сферу.

Компенсаторная работа проводится с теми людьми, у которых та или иная функция здоровья безвозвратно утеряна (интеллектуальные нарушения, потеря слуха, зрения и т. д.). Утерянные функции компенсируются за счет сохранившихся.

Проводя профилактическую работу, специалист по АФК использует доступные для пациента физические упражнения для того, чтобы предупредить гиподинамию или гипокинезию, которые преследуют людей с ОВЗ. Организованная двигательная активность (в пределах возможностей пациента) необходима для предупреждения появления вторичных заболеваний.

Педагогическая функция АФК

Образовательная и воспитательная деятельность специалиста АФК направлена на разработку стратегии и тактики работы с детьми, у которых есть те или иные отклонения в развитии. Благодаря именно образовательной деятельности происходит постепенный переход от занятий со специалистом (интерактивных занятий) к самостоятельной работе пациента.

Ребенок или взрослый, в результате работы специалиста, получает специальные знания, умения и навыки, формирует систему ценностей здорового образа жизни, совершенствуется физически и интеллектуально. Формируется гармонично развитая личность (там, где это допускают отклонения в развитии), пациент мотивируется на самосовершенствование, самообразование, преодолевается комплекс неполноценности, формируется чувство собственного достоинства.

Профессионально-подготовительная работа специалиста по АФК направлена на развитие и совершенствование тех физических навыков, которые необходимы для профессиональной дееспособности пациента. Формируется готовность (физическая и психологическая) к труду, приобретаются навыки и умения социально-бытового самообслуживания.

Функция физического воспитания и спорта АФК

Развивающая деятельность в рамках функции физического воспитания и спорта направлена на всестороннее развитие личности ребенка или взрослого с ОВЗ. Отставание в физическом развитии, несформированность двигательных функций, невозможность полностью управлять своими движениями – все это негативно сказывается и на других функциях организма. Работа специалиста по АФК направлена здесь на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации и других физических характеристик.

Соревновательная деятельность несет в себе важный социализирующий потенциал. Это возможность для людей с ОВЗ в рамках честной борьбы состязаться с другими спортсменами, учиться общаться и взаимодействовать между собой и другими участниками соревнований.

Творческая деятельность дает возможность реализовать способности людей с ОВЗ, вести положительную созидательную деятельность, демонстрировать свои возможности, характер, личные качества.

Социальная функция АФК

В рамках этой функции раскрываются особенности отношения человека с ОВЗ с обществом. Гуманистическая деятельность здесь направлена на то, чтобы людей с ОВЗ признавали равноправными членами общества, для которых можно и нужно обеспечить равные возможности.

Социализирующая и коммуникативная деятельность направлены на поиск возможности включить человека с ОВЗ в жизнь общества, помочь ему усвоить опыт социальной жизни, нормы поведения, помочь ему войти в социальную среду. Эта деятельность продолжается в течение всей жизни.

Подводя итоги, хотим особо уделить внимание подготовке специалиста по АФК. Без должного образования, без специальных компетенций в этой области работа специалиста не увенчается успехом и будет безрезультативной.

На курсе вы получите все необходимые теоретические и практические знания, для успешной работы в области адаптивной физической культуры.

Спортивные упражнения для детей с овз

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

1. «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»
Цель: развитие внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:
«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;
«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;
«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.
Вариант
Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.
Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».
Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».
Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).
Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

«Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Количество игроков — 6—8.
Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Варианты
Собрать только круги (цвет не имеет значения).

Собрать треугольники красного цвета.

Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания
Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Количество играющих может быть любым.
Инвентарь: один мяч среднего размера.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Методические указания
От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.
Количество игроков произвольное.
Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.
Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.
Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.
Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.
Варианты
Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру ( елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

Командное исполнение заданного wiu самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

«В шеренгу становись»
Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.
Две команды распределяются по равным силам.
Инвентарь: канат.
Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.
Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.
Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.
Варианты
1.Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2.Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упраэ/снения вслед за ведущим.

«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение
навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог,мама) и ребенок.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

Читать статью  Нормы ГТО: актуальные нормативы 2022 для всех возрастов в таблице

«Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

«Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания
Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.
Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
Методические указания

Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.

Смена движений происходит по команде ведущего.

«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
Методические указания
Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.

Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).

Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.

«Узнай по голосу»
Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 5—20.
Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:
Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай.
С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.
Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.
Методические указания
Во время игры следует соблюдать полную тишину.
Водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

«Нас не слышно и не видно»
Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

«Передай — садись»
Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4, потом 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч.

«Передача мяча по кругу»
Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дойдет до капитана, тот направляет его вперед, т. е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.
Усложненный вариант игры.
После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Сначала педагог проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и как поворачиваться), педагог делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение.

«Узнай по голосу»
Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.
Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встанем.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?
Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

«Дерево, куст, ручей, тропинка».

Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды: • «Дерево» — игроки останавливаются, поднимают руки вверх; • «Куст» — приседают, пальцы рук касаются пола; • «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс; • «Тропинка» —разбиваются на пары и берутся за руки (если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков — 5—10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Увеличить количество предметов,

Уменьшить время запоминания предметов.

Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 8—12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Дотронься до. »

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до. круглого», «Дотронься до. маленького!»

Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до. красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

«Круговое вышибало»

Цель: развитие точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них — «мишень», другой — «защитник». Задача играющих — передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» — защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» — прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут выть использованы два мяча и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т. д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

«Повтори, не ошибись…»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции; накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.

Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

1.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, ассиметричные движения (правая рука вверх, левая вперёд) и т. д.

2.Ведущий одновременно с показом движений называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимание на его команды.

«Ласковое имя»

ЦЕЛЬ: Научить детей запоминать имена друг друга и устанавливать контакт.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнеси его ласковое имя»

Читать статью  Как накачать грудные мышцы дома

«Паровозик»

ЦЕЛЬ:Дети запоминают имена друг друга.

Выбирают ребёнка «паровозик» — едет по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух».Подъедет к любому ребёнку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и называет своё имя. Ребёнок в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъедет к любому ребёнку со словами «паровозик чух-чух-чух» — и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

«Караси и щука»

Цель: воспитывать внимание и сообразительность.

Дети делятся на две группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «щука» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончанию игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Количество игроков — 2 и более.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

Методические указания. Дети играют сидя на земле, или в колясках, или стоя на протезах.

«Серсо»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.

Количество игроков — 2 и более.

Инвентарь: кольца, палки.

Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2—3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.

Вариант: разделившись на пары, дети становятся друг против друга На расстоянии 3—4 метров. У одного из них в руках палка, у другого — палка и несколько колец (2—4). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца па палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«В кругу»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Количество игроков — 4 и более.

Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.

Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов

«Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

«Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. » и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Особенности проведения подвижных игр в младшем, в среднем, старшем школьном возрасте

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проводить на уровне непроизвольного запоминания (в частности в игре), чем произвольно.

Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура ещё слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также ещё не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).

Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры – перебежки, «Волк во рву» в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например «К своим флажкам», «Пустое место». В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения.

Внимание детей в младшем школьном возрасте не достаточно устойчиво в связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долгого сосредоточенного внимания. Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры, не дослушав часто объяснение до конца, предлагают свои услуги на ту или иную роль в игре.

В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что значительно расширяет их умственный кругозор. Например, игры, «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Совушка». В этот период в играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы – веселые ребята» и др.). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Особенности проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста. Этот период (13-15 лет учащиеся 7-8-х классов) в жизни детей характеризуется ускоренным темпом роста. Особенно быстро растут кости рук и ног. В результате этого несколько нарушается координация движений подростка. Продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объём мышц и их сила. Ещё больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.

Поэтому необходимо учитывать эти различия и делить подростков по полу в силовых играх. Девочки ещё больше увлекаются музыкальными играми, а мальчики – силовыми. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, метанием на дальность необходимо строго следить за одинаковым кол-вом мальчиков и девочек в каждой команде, а в некоторых случаях проводить такие игры раздельно. Круг у подростков сужается.

В этом возрасте им нравятся те игры, в которых они могут проявить себя с лучшей стороны. Большой интерес подростки проявляют к командным играм. У подростков хорошо используются игры, подготовительные к спортивным, и спортивные игры. Подростки любят тренировать отдельные навыки, необходимые для спорта. Они понимают их пользу и с увлечением играют в игры с мячом, подготовительные к различным видам спорта. Подростки любят строгое объективное судейство и стремятся честно соблюдать правила игры. Характерно для учащихся этого возраста склонность к переоценке своих сил.

Нередко проявляется неустойчивость поведения, большая впечатлительность. У подростков ещё большое место занимают игры в воде на занятиях плаванием и игры с элементами борьбы. Широко применяют соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствия, с борьбой, метаниями, прыжками, лазанием и перелезанием, а так же по полуспортивным играм.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.

При проведе­нии подвижных игр с детьми старшего возраста надо учи­тывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

Постоянное внимание нужно уделять увеличению двигательной активности учащихся, ежедневный объем которой должен составлять не менее двух часов. Он включает утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры и школьные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, самостоятельные занятия физкультурой и спортом.

В процессе учебных занятий в старших классах общеобразовательных школ у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В таких условиях пассивный отдых не обеспечивает полноценного восстановления. Таким образом, возникла необходимость применения средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимо планомерное развитие физкультурных занятий: прогулки, походы, подвижные игры, спортивно-любительские занятия и т.д.

Читать статью  9 упражнений, которые сжигают больше всего жира

Известно, что большую часть свободного времени учащаяся молодежь использует на различные игры и развлечения. Исходя из этого, весьма важной и актуальной является проблема комплексного исследования всех внеурочных или дополнительных занятий учащихся. Все виды занятий, проходящие в свободное от учебы время, тесно связаны с общей и физической культурой, воспитанием, гигиеной, заботой о здоровье. На внеурочных занятиях происходит интеграция всех изучаемых в школе предметов, которые влияют на физическое и психическое развитие учащихся.

Важность рассматриваемой проблемы состоит в том, чтобы школьники не теряли попусту свободное время, а отдыхали от учебных нагрузок с помощью игр и развлечений. В этом процессе большую роль играет физическая культура и спорт.

Итак, физическое воспитание детей и подростков должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, половозрастных возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и т.п.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку 14 .

Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Мы не один раз были участниками и организаторами подвижных игр. Поэтому вспомним, что самое главное в организации таких игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Нужно постараться именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Для этого стоит нарисовать перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в. ». Организуя подвижные игры, следует помнить, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила их и нужно четко объяснить.

Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом показывать действия, т.е. создать образное представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит это, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, следует приостановить игру, нужно быть эмоциональным и непосредственным, подбадривать ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем.

Если интерес к игре пропадает, следует попробовать усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не пропустите момент, когда игру лучше всего завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, поэтому его следует приготовить заранее. А также хорошо подумать, где лучше организовать игру на воздухе или в помещении школы.

Положение о проведении соревнований по подвижным играм

пропаганда физической культуры;

укрепление здоровья занимающихся;

популяризация подвижных игр у детей.

Руководство и судейство.

Руководство соревнованиями возлагается на учителя физической культуры, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию, воспитателя, вожатых, музыкального работника, почетных гостей и членов жюри.

В программу соревнований включаются игры, конкурсы, развле­чения. Каждая команда готовит номера художественной самодеятельно­сти. Также проходят соревнований среди зрителей.

Состав участников.

Каждая команда, участвующая в соревнованиях, состоит из 7 мальчиков и 7 девочек.

Определение победителей.

Побеждает команда, игроки которой наберут большее количество баллов.

Награждение.

Команда-победительница награждается грамотой, а ее участники награждаются сладкими призами.

Пример:

о проведении соревнований по подвижным играм

«Сильные, смелые, ловкие» в учебный год

Соревнования проводятся с целью:

— пропаганды и популяризации подвижных игр как одного из самых эффективных и доступных средств в укреплении здоровья школьников;

— расширения внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм работы среди обучающихся МБОУ ООШ №22

2.Сроки и место проведения.

Соревнования по подвижным играм проводится 16.10.13г. на базе спортивной площадки МБОУ Кошурниковская ООШ №22

3.Руководство проведением соревнований.

Главный судья соревнований — Конькова Г. П

Судейская коллегия — учитель физкультуры

4.Участники и программа соревнований.

К соревнованиям допускаются обучающиеся из одного класса. Заявочный состав 8 человек (4 м. + 4 д.). Стартовый состав команды: 8 человек

Старт согласно жеребьевке.

Заявки на соревнования по подвижным играм по установленной форме в печатном виде заверенные врачом и классным руководителем подаются за 30 минут в судейскую коллегию до индивидуального старта согласно жеребьевки для каждого класса.

Допуск и подпись врача в заявке ставиться напротив каждой фамилии участника соревнований.

Спорт для детей с инвалидностью

Спорт для детей очень важен: он укрепляет осанку, все группы мышц, повышает иммунитет, а также развивает быстроту реакции и выносливость. Но как заниматься спортом, если ваш ребенок — инвалид с детства? Какой вид спорта подобрать при наличии того или иного заболевания? MedAboutMe спросил об этом специалистов и попробует подсказать родителям, имеющих «особых» детей, с чего начинать и как проводить тренировки правильно.

Практические советы, как укрепить здоровье ребенку-инвалиду

Практические советы, как укрепить здоровье ребенку-инвалиду

Дети с инвалидностью по поводу ДЦП (детский церебральный паралич) чаще всего страдают от ослабленного иммунитета и слабых мышц спины, следствием которого является сколиоз, а слабые мышцы тазобедренных суставов приводят к вывихам и подвывихам. Как это исправить? Нехитрые мероприятия, проводимые регулярно, способны поддерживать здоровье малыша.

С самого раннего возраста по утрам нужно обтирать ребенка прохладным полотенцем. Не нужно сразу очень холодным, лучше вначале теплым, потом следует постепенно довести до комнатной и чуть ниже комнатной температуры. Хорошо себя зарекомендовал контрастный душ в конце мытья ребенка.

В холодное время года велико желание одевать на малоподвижного ребенка сто одежек, но этого делать не стоит, даже зимой. Лучше заставьте его двигаться, даже на коляске. Поиграйте с ним в активные игры (на скорость реакции), допустим, «ладушки» или «камень-ножницы-бумага». Походите с ним немного. И помните, чем меньше вы будете укутывать ваше чадо, тем меньше оно будет болеть.

Минимальный обязательный комплекс упражнений включает в себя развитие мышц спины и конечностей. Если заболевание ребенка позволяет, необходимо укреплять мышцы передней брюшной стенки и спины: посадите ребенка на табуретку, зажмите ноги своими ногами, и мягко заставьте его опрокидываться назад и садиться обратно. Вначале всего пять раз в течение недели, потом каждую неделю следует прибавлять по 5 раз. Поднятия корпуса необходимо выполнять и из положения на животе. Максимальное число упражнений за тренировку 30 раз. Но это надо делать регулярно, каждый день. Занятия следует проводить в игровой форме — ребенку должно быть интересно.

Мускулатуру ног нужно развивать путем боковых поднятий и круговых движений, лежа на боку, а также приседаний у шведской стенки. Это нужно делать аккуратно, до 8-10 раз на сеанс. Постепенно можно довести до 15-20 за тренировку, с небольшими паузами через каждые 5-8 раз.

Развивайте правильное дыхание, когда делаете какое-либо упражнение или ходите с ребенком. Он не должен задерживать дыхание во время упражнения. Это приведет к напряжению в мышцах тела. Надо научиться управлять дыханием во время тренировок.

Лучше, если ребенок дошкольного возраста будет осознавать, зачем ему нужны занятия — чтобы быть здоровым и крепким. Но закаливать ребенка можно начинать еще с младенчества — совместно с выполнением специализированных упражнений по рекомендациям невролога и реабилитолога (врача лечебной физической культуры).

Чем могут заниматься дети с разными инвалидизирующими заболеваниями?

Чем могут заниматься дети с разными инвалидизирующими заболеваниями?

Виды параспорта могут быть разные для каждого заболевания. Дети с детским церебральным параличом могут заниматься плаваньем, бегом, велоспортом, конной выездкой, боччи (игра с мячом). Но им не рекомендованы силовые виды спорта, так как это может привести к ассиметричному развитию и искривлению позвоночника, рук и ног. Им нужны занятия на координацию движений, выносливость и концентрацию.

Те детки, у кого от рождения нет руки или ноги, а также перенесшие ампутацию конечности, могут заниматься легкой и тяжелой атлетикой, стрельбой из лука, фехтованием, армрестлингом, плаванием, теннисом (как большим, так и настольным), паравыездкой, следж-хоккеем и скоростным спуском.

Дети с дефицитом зрения и слепорожденные могут бегать, заниматься вольной борьбой, лыжными гонками. В паравыездке также есть специальный уровень для слепых.

Но начинать надо с элементарного. Плаванье, бег каждый день и разминка-зарядка, состоящая из самых простых упражнений. Нагрузку надо давать постепенно. Главное, представлять занятия в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило. И, конечно, все следует делать под наблюдением врача лечебной физической культуры и невролога. Когда же ребенок подрастет, он сам выберет спорт, каким захочет заниматься — в этом не следует ему мешать. При том, или ином диагнозе важно не только правильно выбрать вид спорта, но и поддержать ребенка в его выборе, желании этим заниматься. В случае инвалидности спорт может стать делом всей жизни, что зачастую и происходит.

Когда лучше начинать занятия спортом?

Возраст, с какого надо профессионально заниматься каким-либо видом спорта, строго не определен среди лиц с инвалидностью. Но лучше начинать в подростковом возрасте, когда ребенок уже осознает, что он делает. Об этом же говорит мой собеседник, Александр Шлычков, Президент Европейского союза паратхэквондо, основатель Фонда поддержки инвалидов «Сила Духа», которого мы привлекли в качестве эксперта, и попросили ответить на несколько вопросов.

— Есть ли ограничения по видам спорта для детей с ОВЗ?

— Практика реабилитации и абилитации (адаптации) людей с инвалидностью, в том числе детей, посредством спорта распространена в большинстве развитых стран. Однако в нашей стране, к сожалению, параспорт начал развиваться сравнительно недавно. Из-за этого еще 5-10 лет назад были нередки случаи, когда приходилось чуть ли ни уговаривать родителей записать своего ребенка-инвалида в спортивную секцию. Сегодня же они приводят их сами. И нередко дети, которые до начала занятий спортом практически не могли ходить, добиваются больших спортивных успехов.

— С какого возраста детям-инвалидам можно заниматься спортом? И какие виды спорта при каких заболеваниях подойдут лучше всего?

— Вопрос возраста, с которого можно начинать тренировки, и наиболее подходящих видов спорта является сугубо индивидуальным. К примеру, занятия единоборствами укрепляют спинной мышечный корсет. Для всех групп инвалидности будут полезны дыхательные тренировки, гимнастические упражнения и суставные тренировки — указанные упражнения помогут развить подвижность суставов и координацию движений. Занятия в «сухом» бассейне будут стимулировать чувствительность и обеспечивать массаж всего тела и так далее. Главное, правильно подобрать нагрузку и перед началом тренировок проконсультироваться с врачом.

Родители детей-инвалидов, не бойтесь отдавать детей в спорт!

Родители детей-инвалидов, не бойтесь отдавать детей в спорт!

Спорт для детей-инвалидов не просто полезен, но и необходим. Постарайтесь не делайте трагедию из инвалидности ребенка, и тем более не ругайте его за это. Найдите ему занятие, в котором он может забыть о своем недуге. Ведь даже дети с ментальными нарушениями раскрываются в спорте и находят себя. И, быть может, именно ваш ребенок станет в будущем Чемпионом Паралимпиады, и вы будете им гордиться. Занятия спортом помогают не только физически, но и обрести душевную гармонию, это факт.

Но нужно на всем протяжении занятий ко всему подходить разумно, не давать ребенку слишком большие нагрузки — иначе можно повредить и без того слабое здоровье, а также усугубить психологический дискомфорт. Нагрузки надо наращивать постепенно, в игре, чтобы ребенку было интересно. И тогда, поверьте, у вас все получится.

Не знаете, как мотивировать себя заняться фитнесом? Пройдите этот тест и выясните, что нужно для того чтобы полюбить его.

Источник https://ncrdo.ru/center/blog/chto-takoe-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-i-ee-funktsii/

Источник https://www.defectologiya.pro/zhurnal/podvizhnyie_igryi_dlya_detej_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya/

Источник https://medaboutme.ru/articles/sport_dlya_detey_s_invalidnostyu/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: